Духовные интересы Императрицы Александры Федоровны (отрывок из главы «Духовное становление Венценосцев»)

00254012Спектр духовных интересов Государыни хорошо просматривается, помимо ее корреспонденции, через собственноручные тетради — сборники выписок из полюбившихся авторов. Она составляла их на протяжении всей жизни. Так, записные книжки конца 1900-х годов содержат выдержки из творений преподобных отцов: Ефрема Сирина, Макария Великого, Иоанна Кассиана Римлянина, Пимена Великого, Исаака Сирина, Антония Великого, Арсения Великого, Сисоя Великого, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника и Марка Подвижника.

Много заметок, носящих общехристианский нравственный характер, было выписано Императрицей у протестантских и англиканских писателей. Отметим, что Императрица, в частности, переписывалась с англиканским епископом Уильямом Бойдом Карпентером (William Boyd Carpenter; 1841–1918), доктором богословия, проповедником, одна из работ которого была переведена на русский язык (Сын Человеческий среди сынов людских. CПб., 1913).

Обратим внимание на тетрадь Государыни, составленную под арестом в 1917–1918 году. Из святых подвижников наибольшее количество высказываний, переписанных Императрицей, принадлежит преподобному Серафиму Саровскому. Также присутствуют цитаты из трудов Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Тихона Задонского, Марка Великого, аввы Дорофея, Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Златоуста и других. Они сделаны вперемежку со стихами российских литераторов, в основном ныне малоизвестных: Надежды Дмитриевны Броницкой (1867 — упоминается 1919) и Михаила Павловича Розенгейма (1820–1887), а также стихами Алексея Степановича Хомякова (1804–1860), Аполлона Николаевича Майкова (1821–1897), Великого князя Константина Константиновича Романова (1858–1915), Веры Ивановны Рудич (1872–1943), Сергея Сергеевича Бехтеева (1879–1954) и других. Стихотворения последнего были посвящены Императорской семье и посланы ей в заточенье. Все стихи были религиозного содержания и, за некоторым исключением, довольно просты. Приведем краткие выдержки из заметок Императрицы:

«Мы поднимаемся; конечного предела

Нам не достигнуть здесь!.. и правды свет идет

Путем борьбы и мук, путем труда и дела

В тот край, где Истина нас ждет».

                                                          Броницкая

 

<…> Но в целом — горе то ж горнило…

Светлее дух, как злато в нем;

                                                        [без подписи]

 

<…> Но чтоб металл возник лучистый,

Палить в огне его должно;

Но чтобы хлеб испечь душистый,

Должно быть смолото зерно

                                                        Броницкая

 

<…> Ибо великие награды и воздаяния получаются не только за то, что делаешь добро, но и за то, что терпишь зло.    

                                               Св. Иоанн Златоуст.

 

<…> Есть дивная сила в сердечной молитве;

И, ею согретый, иду

Спокойно навстречу я жизненной битве;

И горя бестрепетно жду.        

                                                        Розенгейм.

 

<…> Оскорбления от других должно переносить равнодушно, как бы они не до нас касались. Если же невозможно, то, по крайней мере, надобно удерживать язык — по глаголу Псалмопевца: “Смятохся и не глаголах”.

                                      Св. Серафим Саровский».

Последнее поучение в тетради Великой княжны Татьяны Николаевны за 1917 год приведено полнее: «Надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески сдерживаться от гнева, и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. — Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы это не до нас касались. Мир душевный приобретается скорбями. — Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней мере надобно удерживать язык по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах».

К. Капков (“Духовный мир Императора Николая II и его Семьи”)

Поделитесь с друзьями: