«ЛИТУРГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦАРЯ»

Канонический статус Царя в богословской системе Русской Православной Церкви однозначно законодательно не определен. Однако этот статус совершенно особый: в церковной иерархии Царь не обычный мирянин.

В день Священного коронования монарха Церковь совершала особое молитвенное чинопоследование, предназначенное только для Государя, — Венчание на Царство, в процессе которого Государь помазывался святым миром, что свидетельствовало о принятии им особых даров на свое служение. Основные моменты этого чинопоследования вкратце таковы.

После всенародного исповедания Императором Символа веры все присутствующие должны были молиться: «О еже благословитися Царскому Его венчанию благословением Царя царствующих и Господа господствующих; о еже укреплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанием всесвятаго мира прияти Ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость; о еже получити Ему благоспешное во всем и долгоденственное царствование; яко да услышит Его Господь в день печали и защитит Его имя Бога Иаковля; яко да послет Ему помощь от Святаго, и от Сиона заступит Его; яко да подаст Господь по сердцу Его и весь совет Его исполнит; яко да подчиненные суды Его не мздоимны и нелицеприятны сохранит; яко Господь сил всегда укрепляет оружие Его; о покорите под нозе Его всякого врага и супостата», а также молились: «О еже благословитися Царскому Его венчанию и Супруги Его Благочестивейшей Государыни благословением Его же Царя царствующих и Господа господствующих».

После этого первенствующий митрополит крестообразно возлагал руки на главу Государя и всенародно просил, чтобы Господь удостоил Царя воспринять помазание «елеем радования» и «одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честного, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство».

После этого Царь сам возлагал на себя Корону (Венец) при вознесении первенствующим митрополитом молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Супругу короновал также сам Государь малой короной.

Далее во время литургии над Царем совершалось таинство миропомазания. Первенствующий митрополит помазывал Императора святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди, на руках с обеих сторон, на ногах, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого». Это действие полностью повторяет порядок таинства миропомазания при святом крещении. Таким образом, российский Император был единственный в мире, над которым таинство миропомазания фактически совершалось дважды. Посредством второго миропомазания ему и сообщались особые благодатные дары Святого Духа для несения Царского креста. Именно из этого вытекал его особый статус в Церкви и государстве, а вовсе не из светского законодательства или временных политических реалий.

После миропомазания митрополит вводил Императора в алтарь через Царские врата, как входят священнослужители, где у престола Государь приобщался Святых Тайн опять же по чину священнослужителей: отдельно Телом Христовым и отдельно из чаши Кровью Христовой, принимаемых от митрополита, «как Помазанник Божий и Верховный покровитель Христианской Церкви». Подобный способ причащения также подразумевал за Царем особый иерархический статус.

После Коронации Государь получал именование Помазанник Божий.

Поделитесь с друзьями: