«ЛИТУРГИЯ ВО ВРЕМЕНА ПЕРВОГО РОМАНОВА – АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА»

Литовченко А.Д. Алексей Михайлович и епископ Новгородский Никон у гроба чудотворца Филиппа митрополита Московского, 1886 г.В дни скорбного юбилея 100-летия отстранения от престола Императора Николая II и заключения под стражу Государя и его Семьи, Научно-исторический отдел Николо-Сольбинского монастыря совместно с Крестовоздвиженской Ливадийской дворцовой церковью Симферопольской и Крымской епархии, Кафедральным собором в память новомучеников и исповедников Российских Исилькульской епархии выпускает в свет издание: “Духовный мир Императора Николая II и его Семьи”, главы из рукописи которой мы представляем вашему вниманию.

 

Отрывок из главы «МОЛИТВЕННАЯ, ПОСТОВАЯ  И ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ИМПЕРАТОРСКОЙ ЧЕТЫ»

 

 

Отметим следующий момент. Государь Николай II в продолжение царствования (особенно в период празднования 300-летия династии) подчеркивал преемственность, единство Императорской России с древней Русью, с родоначальниками династии. Вероятно, в честь Царя Алексея Михайловича Император назвал своего сына. Поэтому, полагаем, любопытно сравнить богослужения при Государе Алексее Михайловиче со временами последнего Императора.

Историк древней Руси Иван Егорович Забелин о первом Царе рода Романовых пишет: «Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего собравшегося синклита шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор, или к празднику, т.е. в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях бывали гораздо великолепнее, торжественнее. Обедня продолжалась часа два. В удобное время и здесь государь принимал от думных людей доклады, разговаривал о делах с боярами, отдавал приказания. Бояре также рассуждали между собой, как будто бы они находились в Думе. При всем том едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как цари. <…> [Царь Алексей Михайлович] в пост стоял в церкви часов по пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полутора тысячи».

Как видим, разница по времени богослужений значительная. Время молитвословий при дворе в XVII — начале XX века неуклонно уменьшалось. При этом можно полагать: Император Николай II имел мысль, что лучше короткая служба, посвященная только молитве, чем продолжительная с «приемом докладов».

Поделитесь с друзьями: