МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ΧΙΧ – НАЧАЛЕ ΧΧ В.

untitledДеятельность женских обителей в ΧΙΧ – начале ΧΧ в. была многообразной. В одной из прошлых статей мы рассказывали о миссионерском служении женских православных обителей в Российской империи, которая поддерживалась государством. Но говорить о том, что это был лишь государственный заказ, было бы неверно.

Многие представители православного белого духовенства и монашества хорошо понимали необходимость миссионерской деятельности. Особенно очевидной эта необходимость стала в начале ΧΧ века, когда наряду с традиционными проблемами борьбы с язычеством, старообрядчеством и сектами (они обострились в связи с революцией 1905 – 1907 гг. и указом «Об укреплении начал веротерпимости»), прибавилась проблема противостояния пропаганде в народной среде атеизма и социализма, а также увлечению в образованной среде новейшими модными течениями – оккультизмом, спиритизмом, теософией и т.д.

Интересной страницей истории миссионерской деятельности русского женского монашества представляется организация и работа в Перми миссионерских курсов для монахинь. Следует отметить, что это были первые миссионерские курсы для монашествующих в России и они были открыты в 1909 году в Пермском Успенском женском монастыре (вопрос об организации аналогичных курсов для иноков встал только в конце 1910 года).

О работе этих курсов можно узнать из журнала «Русский инок». Например, в №1 за январь 1911 года читаем о курсах предыдущего 1910 года, что «игуменья Успенского монастыря матушка Нина любезно приняла в свой монастырь всех слушательниц курсов и заботилась о них, как о своих монахинях. Сами занятия происходили в покоях игуменьи. Утром занимались с 9 до часу, а вечером с 5 до 7 час». «Современная полемика с расколо-сектантством служила предметом этих миссионерских курсов». Особое внимание уделялось изучению баптизма и иоаннитства1. «С редким вниманием, с поразительным старанием занимались на курсах монахини. Их старание, их энергия изумительны», и «монахини занимались не только целый день, но и захватывали ночь. И этот труд их увенчался полным, блестящим успехом». Из №3 за февраль 1912 года узнаем, что в 1911 году курсы проходили с 21 ноября по 4 декабря. «Для съехавшихся на курсы, прежде всего проходилось обличение современного раскола» «и затем подробно изучался вопрос о таинствах крещения и покаяния». «По вопросам сектантским подробно проходили о почитании св. икон, креста, храмов, крещения младенцев, 23 главу от Матфея, о молитве за умерших и о спасающей благодати».

Итак, в новых условиях начала ΧΧ века наряду со старыми приемами миссионерской деятельности происходил поиск новых ее форм и способов, а также повышения образовательного уровня женского монашества.

[1] Появившаяся в России в начале ХХ века секта неистовых почитателей прот. Иоанна Кронштадтского, считавшая его воплощением Христа.

Поделитесь с друзьями: