«Не бойся, малое стадо!» ( Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия )

IMG_9540«Не бойся, малое стадо, потому что Отец ваш Небесный благоволил дать вам Царство» – такими словами начинается Евангелие, которое мы сегодня услышали за Божественной Литургией. В продолжение Господь говорит: «Продавайте имения ваша, раздайте нищим, чтобы иметь сокровища на небесах. Будьте подобны светильникам горящим и светящим, всегда готовых встретить Господа, Пришедшего с небес. Потому что блажен тот раб, который найден будет бодрствующим, когда придёт Господь». Эти слова обращены к нам сегодня, братья и сёстры, и эти слова напоминают нам те первые времена, первые века христианства, когда Господь ещё ходил по земле и всем возвещал о том, что приближается Царствие Небесное.

Сегодня XXI век, и Господь также призывает нас различными словами, и опять же напоминает нам о том, что приближается Царствие Небесное. А что такое Царствие Небесное? Когда мы благодарим друг друга, мы говорим: «Спасибо» или «Спаси Господи». Если спросить человека, что такое «спасение», редко кто скажет точно и правильно, в чем выражается смысл этого слова – «спасение». Мы знаем, что мы спасаемся от греха, проклятия и смерти, которые унаследовал прародитель наш Адам, став преступником заповеди Божьей. И мы знаем, что спасение невозможно получить нам без помощи Божьей. Но что есть само спасение? И вот как апостол Павел открывает нам смысл этого слова. Он говорит: «Плоды Духа есть мир, радость, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, и на стяжавших эти качества, эти добродетели, нет закона». Почему нет закона? Да потому, что закон для тех, кто не имеет эти качества, кто нарушает заповеди Божии. Кто исполняет эти заповеди, таким людям закон не нужен, потому что они сами закон для всех остальных, и все остальные люди тянутся подражать жизни этих подвижников, этих святых, которые соблюдают заповеди и привлекают в свою душу добродетели. И вот именно это состояние души человека и есть Царствие Небесное. Поэтому святые отцы ещё говорят, что Царство Небесное – это сам Христос, потому что добродетели, заповеди Христовы есть одежда Христова. Господь говорит: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется: и внидет и изыдет, и пажить обрящет», т. е. эта дверь – вера во Христа, шествие за Христом, облачение в ризы Христовы, в добродетели. Это и есть путь к Царствию Небесному, это и есть Царствие Небесное.

Для многих святых, для многих людей, живших до нас, и, быть может, живущих и сегодня, это Царствие Небесное наступало и наступает уже здесь, на земле. Мы знаем все преподобного Серафима Саровского, который приветствовал приходящих к нему: «Радость моя, Христос Воскресе!» Он говорил, что вся суть человеческой жизни, вся её цель – это стяжать дар Святого Духа, это стяжать добродетели, это привлекать Христа в сердце своё. Такое состояние есть предвкушение Царствия Небесного здесь, на земле, насколько возможно человеку ощущать это блаженство и не умереть от этой великой благодати.

Сегодня XXI век, и многие люди думают, что уже невозможно совершать подвиги, невозможно стяжать такую благодать, как святые угодники, которые жили когда-то, в древние времена. Да, в этом есть какая-то часть правды. В первые века, когда Христос ходил по земле, когда апостолы имели великую благодать и совершали великие чудеса, когда, как в Евангелии написано, верующий во Христа мог пить яд и не умереть, мог исцелять больных, тогда, конечно, была особая благодать. Постепенно она оскудела, но возможность стяжать её мы не потеряли. Потому что Священное Писание говорит, и тот же преподобный Серафим повторяет, что «Иисус Христос вчера, днесь той же и во веки». Если человек захочет подвизаться ради Христа, если он захочет стяжать это состояние Царствия Небесного – никто не сможет ему препятствовать! А как можно его стяжать? Есть слова в Священном Писании, в Евангелии, когда Господь говорит: «Блажен тот, кто в Бога богатеет». В Евангелии рассказывается о том, что человек стяжал много богатства и думал, как его сохранить: сломать меньшие житницы и сделать большие. И ночью ему голос был: «Безумный, в эту ночь твою душу истяжут от тебя, и кому будет то, что ты приготовил?!» И тогда это Евангелие заканчивается словами: «Блажен тот, кто в Бога богатеет».

А как можно богатеть в Бога? Значит, нужно обнищать материально ради пользы нищих, ради пользы нуждающихся. Нужно обратить внимание не только на материальную помощь, которую мы можем дать другим людям, нужно обратить внимание – можно кого-то утешить словом, можно кого-то поддержать в нужный момент, в момент трудный, можно за кого-то помолиться, когда он просит помощи в молитве. И вот это обнищание ради Христа, это уничтожение своей души, своей силы, своего времени, потеря вот этих благ для себя ради блага ближнего – вот в этом и заключается богатство Божие, богатство всегда пребывающее и непреходящее.

Сегодня мы с вами, братья и сёстры, празднуем память человека, который жил на земле XVII веков тому назад и стяжал эту благодать, это Царствие Божие. Это святой священномученик и архидиакон Лаврентий. Мы просим, чтобы он молил Бога о нас, чтобы он исходатайствовал нам память о Боге, память смертную, память о том приобретении, которое мы должны всегда помнить. Господь в Евангелии сравнивает нашу жизнь с куплей, т.е. с базаром или с местом, где можно приобретать. Это приобретение есть отвержение своей души, отвержение своего времени, своей силы, своих материальных благ ради блага ближних, ради славы Божьей, ради Царствия Небесного.

И вот пред нами пример великого архидиакона Лаврентия, которого Церковь не забыла на протяжении XVII столетий. Как можно прожить на земле, что можно сделать, чтобы оставить след здесь? А ведь каждый из нас оставляет след, только не каждый такой, как святые. Кто-то может оставить такой след, что его вспомнят недобрым словом, кто-то может оставить след, что его помнят год-два и забывают. Какая благодать должна быть в человеке, чтобы о нём вспоминали через XVII веков!

Так вот, братья и сёстры, мы сейчас молитвенно предстоим перед Богом, и вся Церковь Небесная присутствует с нами здесь, невидимо. И это всё для того, чтобы мы не забывали, что каждый из нас призван к святости. Один человек выбирает дух, выбирает путь подвижничества, монашества, другой – трудится в миру, растит детей, воспитывает, другой человек спасается милостыней, и каждый находит для себя путь добродетели, через который получает спасение. Но Евангелие было написано всегда для всех – не для монахов и не для мирских, не для подвижников, а для всех людей, живущих на земле. И в Евангелии все заповеди, которые написаны, даны нам, чтобы через них мы стяжали Царствие Небесное.

И вот сегодня через века звучит голос Божий: «Не бойся, малое стадо!» Чего же мы должны бояться? А ведь посмотришь, мы действительно боязливы. И сегодня опять мы вспоминаем, как Господь упрекал за маловерие апостолов, которые плыли по морю. Апостол Пётр сказал: «Господи, если это Ты, повели идти к Тебе по водам». И Господь сказал: «Иди!». И он пошёл и шёл по воде, но когда он увидел бурю, когда он увидел волны большие и стал обращать внимание на это, потеряв внимание ко Христу, то тогда стал утопать. Слава Богу, что он вспомнил о Христе, к Которому он шёл и возопил: «Господи, спаси меня, погибаю!»

Так иногда человек, когда решается служить Богу, говорит: «Господи, повели мне идти по воде, я приду к Тебе!» Приходит в монастырь, начинает старательно служить Богу, а через какое-то время он видит бури, видит волны своих страстей, видит недостатки и немощи других людей вокруг себя, и теряет Христа. А если он теряет Христа, значит, он начинает утопать в своих же страстях, в своих же немощах, и никто тут не виноват, а виновато его невнимание ко Христу, к Которому он пошёл первоначально. И постепенно охладевает старание, охладевает ревность к Богу, и человек начинает думать: «Почему меня не любят? Почему мне мало внимания? Почему всё не так, как я хочу?» А почему вообще появляются эти вопросы в голове человека, который оставил всё и пошёл ко Христу? Он пошёл подобно тому, который шёл по воде, потому что подвиг монашеский – это неестественная, это сверхнормальная жизнь, и этому удивляются люди, которые никогда не начинали такой подвиг, они думают, что такое невозможно. Как это возможно жить в безбрачии всю жизнь?! Как это возможно не иметь ничего своего?! Как это возможно, особенно, не иметь своей воли?! И тут вспоминаются слова Христа, Который говорит: «Невозможное человеку возможно Богу».

 

Так вот, братья и сёстры, когда взор наш будет обращён ко Христу, к святым угодникам, которые шли путём спасения, то и мы, проходя житейское море, достигнем тихого пристанища. А лишь только мы потеряем внимание и забудем, что мы и где мы, и для чего мы здесь, что мы должны делать, то начинаются различные вопросы, которые опускают человека на низшую ступень, и он мучается, становится подобен свече, которая горит рядом с другой свечой и плавится. Ему не хватает жизни, ему не хватает энергии, и где это брать – эту жизнь, эту силу? Эту силу надо брать в Евангелии, в Священном Писании, в молитвах, в богослужениях, в послушании и смирении перед ближними. Тогда эта сила умножается – и сила веры, и сила любви, и сила благодати, которая ведёт человека и ставит перед лицом Божьим.

Мы сегодня, живя в монастыре, можем подражать не только преподобным. Мы можем подражать и мученикам. Сейчас нет мучителей, нет таких гонителей Церкви, но в нас, в каждом из нас, есть гонители – это наши страсти. И когда мы соприкасаемся с другими людьми, то наши страсти начинают нас мучить, вот тогда мы должны считать, что можем подражать подвигу мучеников, можем постараться потерпеть ради Христа, можем вспомнить свои немощи, свои грехи и подумать: «Господи, да, я буду терпеть, если даже я и прав, даже если неправедно меня осуждают или обижают. Я буду терпеть для того, чтобы Ты потерпел меня и простил мои грехи». И таким образом, начнётся с мученичества, а закончится блаженством в Царствии Небесном. Пусть каждый из нас не забывает эти добрые мысли, пусть они всегда будут в наших умах для того, чтобы всегда иметь Христа, всегда иметь Его заповеди, иметь примеры святых, которые шли перед нами и достигли Царства Небесного. Если это будет у нас всегда в уме, то постепенно будет проявляться и на деле, постепенно будет создаваться новое состояние человека, будет наше преображение, и мы постепенно взойдём на гору Небесную, в Небесный Иерусалим для того, чтобы вечно славословить Господа и Его святых угодников. Аминь. С праздником!

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 28.08.2017 (последнее изменение: 28.08.2017)
Рубрики: Проповеди