Незримые старцы

Николай и СпиридонДавно это было. Мир писал свои законы. Странные законы бытия, в которых всё дальше и дальше человек отходил от богообщения, и всё глубже и радостнее погружался в познания греха и общения с ним. Казалось, что все вокруг забыли о трагедии Адама и Евы, о Содоме и Гоморре, о всемирном потопе… Люди … Они вновь строили Вавилонскую башню, наступая на головы друг другу и стремясь к самосовершенству. Так было везде. Но Господь – провидец, и Он, по любви своей к нам, оставил тихий и забытый людьми уголок – пустошь среди лесов. Там жили два невидимых старца, которые чтили законы Господни и помогали тем, кто хотел сохранить себя и укрыться от грехопадения мира. Время от времени приходили на эту пустошь люди и образовывали небольшие поселения. Невидимые старцы незримо помогали им в обустройстве их жизни, когда молитвой, а когда и реальным чудом. Бывало, что кончится пропитание у поселенцев и вдруг, какой-то добрый человек, прослышав про их поселение, привёз им целую телегу всякого провианта. Чудо!!!

Пока соблюдали поселенцы законы Господни, молились, трудились – оберегали их незримые Старцы и во всём и всегда им помогали. Но со временем тянуло людей обратно в мир, где много больше роскоши и праздности, чем в лесной глуши. Собирались они и оставляли  это место, ища общения с миром и самореализации. Лес молчаливо провожал блудных сыновей, которые уходили искать лучшего мира, теряя главное – мир в душе. Невидимые старцы тихо молились за них и вновь оставались одни на этой Богом избранном пустоши,  в ожидании тех, кто придет и поселится здесь для тихого жития в молитве и богообщении. По молитвам ли невидимых старцев, по Божьему ли произволению, по однажды, морозным зимним днем, пришли в эту пустошь три девицы – молитвенницы. Были они “Невесты Христовы”- монахини Елена, Марфа и Надежда, соблюдали заповеди  Господни и искали место для обители, где бы можно было укрыться от суетного мира и посвятить себя служению Богу и богообщению. Заприметив полуразрушенные домики, девушки решили обустроиться там и, обратясь с благодарственной молитвой к Господу, устроились на ночлег. Невидимые старцы обрадовались монахиням и хоть и были они девушками, но их сила веры и горение в желании послужить Господу была такой, что осветила всю пустошь надеждой и неизреченной радостью. Каждый день, не щадя себя, девушки трудились, созидая всё, что было брошено  и разграблено. Пустошь, словно дом, в который вернулась хозяйка, преобразилась, засияла своей зимней белизной, лес, пушистыми ветвями елей, слегка припорошенными снегом, желая придать еще больший уют, развернулся в сторону пустоши, создал галерею, склоняясь словно бархатные шторы на окне в терем Дома Божьего. Старцы незримо молились и как могли помогали смелым девушкам. Каждое утро, когда монахини, крестным ходом обходили пустошь, старцы незримо присоединялись к ним и вместе творили молитву. Елена – горячая молитвенница, днем трудилась не покладая рук вместе с сестрами, а ночью неусыпно молилась и просила у Господа сил и умения построить на этом месте храм Божий и служить в нем и воспевать Господа. Старцы незримо молились с ней вместе и только им ведомым способом, подсказывали ей, как и что надо делать, чтобы построить храм Господень. Елена с благодарностью к Богу выполняла всю неведомую ей доселе работу и сестры помогали и прислушивались к её советам. Вскоре потянулись в пустошь и другие девушки, которые хотели посвятить себя Богу. Каждый своим трудом и умением послушно созидал пустошь, которая уже стала обителью Божией, где творилась молитва Господня и жизнь текла согласно Его заповедям. Незримые старцы охраняли храбрых, горящих верой девушек и от лютых людей и от диких зверей.  Однажды сильно заболела Елена и слезно молилась она день и ночь о помощи сестрам своим, так как не могла им помогать, сраженная лютой болезнью. Вот как-то, среди ночи, когда Елена, омочая слезами своими одежды свои, прося помощи у Господа, явился к ней в келью один из незримых старцев. Сел тихонечко у входа, словно странник и спрашивает: “ Чего ты милая девушка так плачешь? Не жалеешь ли что покинула мир суетный и сюда пришла? “

Елена обернулась и с удивлением посмотрела на старца. Он был такой родной, что даже не возникало никакого вопроса – “Откуда он здесь?”

– “ Не по силам мне этот крест батюшка! Взялась я поднять обитель, а нет сил моих, болезнь отбирает последние силы, а ещё так много надо сделать! Видно сойду я с этого креста в могилу и останутся мои сестры одни среди леса!” – прошептала Елена

– “ Нет милая! На всё воля Господня! С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают! Исцелишься ты вскоре от своей болезни, выстроишь и храм и обитель и будет благоденствие и Господне благословение на тебе и на этом месте! Ты не думай, что всё вдруг случается. Господь милостив и мудр! Пока ты болеешь, сестры учатся ладить и работать самостоятельно, увидев каждый своё истинное предназначение и рвение. Утри слезы и ложись спать. Молись и радуйся. Бог всё устроит”

Повернулся старец и вышел.

Воздала хвалебную молитву Господу Елена, легла и уснула. Впервые за время болезни спалось ей легко и приятно, как будто бы в детстве, в родительском доме. Проснулась она и почувствовала себя абсолютно здоровой, как будто болезни и  не было вовсе. Поспешила Елена к сестрам, которые очень обрадовались её выздоровлению и стала работать пуще прежнего. О встрече своей со старцем она никому не сказала.

Вот решили сестры устроить хоть какой то иконостас в строящемся храме и пошла Елена в ближайшее село, чтобы спросить у людей, не остались ли у них иконы, которые они могут подарить в обитель. Село было далеко и пришлось идти через лес и по проселочным дорогам весь день. Лишь к вечеру Елена добралась до села. Там был старый заколоченный храм, в котором тайно молились Богу те немногие, которые ещё о Нем помнили. Подошла Елена к храму, а навстречу ей батюшка выходит и сам говорит: “Не с пустоши ли ты девушка к нам пришла? Наверное иконы ищешь для вашего храма?”

Растерялась Елена и говорит: “Из пустоши я, батюшка. Целый день, через лес сюда шла. Хотим мы с сестрами иконостас собрать или хотя бы иконы для поклонения и молитвы. Храм мы почти построили, а вот икон нет. Нет ли у вас какой иконы для нашего храма, батюшка?”

– Проходи милая, проголодалась, промерзла вся! Есть у меня для тебя икона. Раньше и Распятие в пустоши, в старом, разрушенном храме было. Я его сохранил и завтра дам тебе повозку и погрузим на нее всё, что сможем найти для вашего храма. А сейчас матушка моя накормит тебя и ты, помолясь, ложись отдыхать – завтра всё увидишь.

Елена возрадовалась такому чуду и, восхваляя Господа за дела его чудные, потрапезничала с гостеприимными хозяевами и легла отдыхать в их теплом и уютном доме. Засыпая в сознании ее звучало каким то убоюкивающим гимном “ На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою”.

Наутро Елена пошла с батюшкой смотреть Распятие, которое он сохранил и намеревался отдать в обитель. Это был Крест с изображением распятого Христа, очень старый и очень загрязненный. Его аккуратно обернули и уложили в телегу на сенную подложку. Из алтаря батюшка вынес большую икону в киоте и бывшие в храме женщины запричитала и стали уговаривать не отдавать икону, но батюшка поцеловав ее, повернул ее лик к Елене и передал ее в обитель. На иконе Елена узнала того старца, что приходил к ней во время болезни с утешением. Это был святитель Николай. Батюшка, который передал эту икону сказал, что эта икона именно их обители и она всегда будет охранять её.

Все немногочисленные прихожане села и батюшка провожали Елену с иконами и Распятьем договорившись приезжать друг к другу в гости, а батюшка пообещал приезжать и служить с сестрами в их новом храме. Елена с драгоценными дарами и провизией, которую щедро пожертвовали сельчане, вернулась в обитель. Сестры, увидев такие чудные иконы и Распятье, пели от радости и принялись обустраивать храм. Теперь каждое утро и вечер обходили они обитель крестным ходом неся впереди себя чудотворную икону Николая Чудотворца. Дела в обители пошли ещё лучше. Появились первые прихожане, которые стремились помочь обители. В восстановленном храме начали служить литургии. Обитель ожила.

Вот однажды пришла в обитель новая женщина, звали ее Валентина. Попросилась она жить вместе с сестрами и служить как и они Господу по мере сил. Согласились сестры, дали ей кров и стала она жить с ними и совместно трудиться. Всё бы ничего, но Валентина слишком старалась показать всем как надо работать, как служить. Раньше, в миру, она даже пела и теперь учила сестер пению. Все с уважением относились к её желанию научить всех и всему, но Валентине хотелось самореализации. Вот пошла Валентина к Елене, которая была выбрана всеми сестрами старшей, и стала ей жаловаться на Марфу.

– Вот, Марфа не всегда приходит поучиться петь, а всё пропадает на хозяйственных работах, как будто она завхоз, а не монахиня. Я ей говорю, чтобы она помолилась и попела со мной, а она мне про какое-то послушание говорит, да ещё картошку чистить заставляет! Что же она так себя ведет? Вот я человек новый, так мне всех видно!

Послушала Елена Валентину и говорит:

“Помнишь ли ты Валентина то место из Библии по Марфу и Марию? Если бы не трудилась Марфа, то не могла бы ты, Валентина, ходить сейчас по обители и петь, и не было бы кого учить петь, и негде было бы петь. Марфа говорит тебе о послушании и просит его исполнять, а ведь и святые отцы говорили: “Послушание выше поста и молитвы”. Спасибо тебе, что ты учишь нас петь, но в обители весь труд важен и всё во имя Господне. Так что с любовью ко Господу будем жить в мире и любви и помогать и нести все тяготы друг друга.

Вышла Валентина и снова начали обуревать её помыслы, что не настоящие здесь все монахини и только она одна здесь знает, как правильно петь и молиться Богу. Идет она по лесной тропинке и вслух рассуждает сама с собой, как не права сестра Елена, какая неспособная ученица у нее была сегодня из новых сестер и в общем всё ей не так и всё ей не хорошо. Шла так она и не заметила, как вышла на небольшую полянку. День был солнечный и Валентине очень хотелось пить, а тут, как раз сидит под деревом старец в какой то странной шапочке. Спиной сидит к Валентине и что-то мастерит из веток. Валентина, в своей певческой манере, распевно поздоровалась со старцем.

– “Мир тебе” – ответил ей в ответ старец.

– Что привело такую певунью в глухую чащу леса? Или послушание выполняешь и за травами для обители пришла?

– Я певица, а не травница! Каждый должен заниматься своим делом! Травники – травы собирать, повара – варить, певцы – петь, монахи – молиться, а вот в обители всё перепутали!!! Послушание да послушание – а молиться то когда?

– Ну а кто мешает молиться то? выполняй послушание и молись. Ты же сердцем молишься, а руками работаешь! Что тут может мешать тебе молиться? Сердце для Бога! Руки для работы. Всё вроде бы правильно сестры делают.

– Так как я молиться буду, когда я привыкла петь молитвы! Мне петь хочется! У меня голос для этого есть. Я же не могу петь везде, я так голос потеряю! Вот что вы прикажете с этим делать?

– “Приказываю тебе молчать и больше не петь” – сказал старец и удалился в чащу леса, как будто его и не было вовсе.

Валентина недоумевая от такого ответа ещё долго озиралась по сторонам, но спорить было уже не с кем. Она вернулась в обитель и когда хотела в очередной раз продемонстрировать свои вокальные способности, обнаружила, что не может петь.

Ещё несколько дней пробыв в обители, она покинула её. Ей не хотелось работать – ей хотелось петь, но в ушах звучали странные слова загадочного старца: “Приказываю тебе молчать”, голос больше не повиновался Валентине.

Незримые старцы свято хранят обитель и труды славных и смиренных духом и горячих верой сестер и по сей день. Обитель перестала быть безлюдной пустошью. Сейчас там  колокольный звон разливаясь по округе, поет ”Чудны дела Твои Господи”, из пекарни растекается ароматный запах хлеба, с храма доносится ангельское пение сестер, а рядом с вновь возведённым храмом святителя Спиридона, в новом здании живут и учатся детки.

Лес, как и прежде, с гордостью, образуя галерею, встречает всех, кто стремится в это светлое место, как бы кланяясь и говоря “Мир Вам!”

Ольга Польская

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 5.04.2017 (последнее изменение: 5.04.2017)
Рубрики: Публикации