О благоразумном разбойнике (иеромонах Михаил (Чепель))

c973e9da6002b76509658c02457518e0Один из распятых рядом с Христом разбойников покаялся и вошел в рай. Но неужели все так просто: покаялся и уже в раю? 

Сравнивать себя с раскаявшимся разбойником тому, кто сам не переживает мучительной крестной смерти за свои грехи, некорректно. Во времена Христа распятие на кресте считалось позорной казнью, а потому применялось для рабов и военнопленных, а также для бунтовщиков, изменников, убийц. Распятый погибал долго и мучительно. Некоторые продолжали жить на кресте до трех суток. Порой, чтобы продлить их страдания им подносили в губке воду или уксус. Но в конечном итоге потеря крови, обезвоживание, палящие лучи солнца днем и ночной холод подтачивали силы несчастного. А погибал он, как правило, от асфиксии, когда уже не мог поднять вес своего тела, чтобы сделать вздох. На некоторых крестах под ноги осужденным делали выступ, чтобы облегчить им дыхание, но это лишь оттягивало их смерть. А когда ее хотели ускорить, то перебивали казненным голени.

Рядом с Христом было два разбойника. Все трое переживали эти мучения. Но один разбойник насмехался над Спасителем. А другой, церковная традиция называет его благоразумным, раскаялся: сказал, что ему понятно, за что он сам претерпевает страдания; он видел все своих грехи и переживал не за себя, а за невинно страдающего Христа. Разбойник искупил свои грехи мучением, у него была возможность еще одного выбора. И последние силы свои он вложил в молитву: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое». Господь – сердцевед и увидел в этом человеке глубочайшее сердечное раскаяние и проявленное смирение потому Спаситель ответил ему: «Сегодня же будешь со мной в раю». (Лк. 23: 43).

Разбойник, висящий же слева, по гордыне остался нераскаянным и потерял возможность вечной жизни. Так что первым в рай за Христом вошел разбойник. И те, кто отвергают людей как безнадежных по причине их греховности, совершают большую ошибку: пока человек жив, у него есть шанс на исправление или хотя бы на покаяние.

Когда ко мне человек приходит на исповедь, то я всегда с радостью его принимаю. Пусть он приходит с тяжкими грехами, но все же он пришел, что-то его подвигло. Наше дело не читать морали, а помочь человеку освободиться от греха. В этом подает пример Сам Христос Спаситель, сказавший женщине, застигнутой за прелюбодеянием: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 10-11).

Так что благоразумный разбойник не может рассматриваться как пример для тех, кто всю жизнь грешил, перед смертью покаялся, но соразмерного наказания за свои грехи не понес. Поэтому нужно трудиться для своего спасения изо дня в день, помня, что все, что мы делаем другим – делаем себе.

(Из книги “Путь ко Христу” иеромонаха Михаила (Чепеля))

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 13.05.2017 (последнее изменение: 13.05.2017)
Рубрики: Публикации