«ПОСТОВАЯ ДИСЦИПЛИНА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА»

1427299218_aleksejОтрывок из главы «МОЛИТВЕННАЯ, ПОСТОВАЯ  И ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ИМПЕРАТОРСКОЙ ЧЕТЫ»

Теперь перейдем к вопросу о посте.

Тот же Забелин пишет, что в XVII веке «в домашней жизни цари представляли образец умеренности и простоты. <…> К столу царя Алексея Михайловича подавали всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага, или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, которые государь держал во время постов. “Великим постом, — говорит [очевидец, английский медик Самуил — К. К.] Коллинз, — царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста… Кроме постов он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам; одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов”. Такое усердное соблюдение постов было выражением строгой приверженности государя к Православию, ко всем уставам и обрядам Церкви.

Свидетельство иностранца вполне подтверждается и Котошихиным Григорием Карповичем [очевидцем, подьячим — К. К.]. “В постные дни, — говорит он, — в понедельник, и в среду, и в пятницу, и в посты готовят про царский обиход ествы рыбные и пирожные с маслом с деревянным и с ореховым, и с льняным, и с конопляным; а в Великий и в Успенский посты готовят ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые, сырые, и гретые, и ягодные ествы, без масла, кроме благовещениева дни — и ест царь в те посты, в неделю [то есть — в воскресенье — К. К.], во вторник, в четверг, в субботу, по одинажды на день, а пьет квас, а в понедельник, и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных, и царевичевых, и царевниных имянин”. Впрочем, несмотря на такое постничество и особенную умеренность, за обыкновенным столом государя, в мясные и рыбные дни, подавалось около семидясети блюд; но почти все эти блюда расходились на подачи боярам, окольничим и другим лицам, которым государь рассылал эти подачи, как знак своего благоволения и почести».

Вот такая строгость и приверженность церковным уставам. В то время на Руси пост был принят во всех слоях общества и считался обязательным условием соблюдения праведности для посмертного воздаяния, был одной из характерных черт самоидентификации русского православия среди всех окружавших его наций и религий.

Поделитесь с друзьями: