ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА ИСИЛЬКУЛЬСКОГО И РУССКО-ПОЛЯНСКОГО ФЕОДОСИЯ НА УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Владыка ФеодосийСегодня мы празднуем Усекновение Главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, проповедника покаяния, крестителя людей, того, который готовил людей к принятию Христа и неумолчно взывал: «Покайтесь! Приближается Царствие Небесное!».

Вся жизнь этого великого праведника была подвигом. Мы знаем, что он родился по особому промыслу Божию от престарелых родителей Захария и Елисаветы. Мы знаем, как Ангел Господень возвещал о том, что у Захария родится сын. Когда исполнилось слово Божие, и родился Пророк и Креститель Иоанн, была великая радость у всех слышавших об этом чуде. Но эта радость продолжалась недолго, потому что Ирод, желая убить Вифлеемских младенцев, желая убить Христа, стал убивать всех младенцев, от двух лет и младше. Он хотел убить Христа, Который составлял ему угрозу. Ирод боялся, что Он воцарится потом на его месте. И праведные родители Елисавета и Захарий спрятали младенца. Елисавета взяла его и убежала в пустыню, и, когда воины пришли к Захарию и спросили, где находится его сын, он не выдал тайну и был убит между алтарём и храмом. Праведная Елисавета, убежав в пустыню, молилась, чтобы Господь помог им и чтобы не убили Пророка Иоанна. И когда воины были на подходе, обрушилась скала. Воины не нашли их. Впоследствии святая скончалась, а праведный Иоанн с малолетства жил в пустыне, питался акридами и диким мёдом. Когда настало время, был глас к нему, была воля Божия о нём, чтобы он стал проповедником покаяния. Он пришёл на Иордан и стал взывать к народу: «Покайтесь! Исправляйтесь! Делайте дела Божии, потому что скоро придёт Христос Спаситель». Эта проповедь нравилась людям. Те, которые приходили и получали крещение, оживали надеждою, что скоро придёт Мессия, и получали особую силу. Они становились постепенно теми, которые, когда пришёл Христос, последовали за Ним. А другая часть народа, о которой написано в Евангелии, что фарисеи и законники не стали принимать слово покаяния, отринули от себя это покаяние и стали недостойными Христа. Разделение между добром и злом было уже тогда, на Иордане.

В сегодняшнем Евангелии мы узнали, что же потом произошло с Иоанном Крестителем. Он обличал царя за то, что тот незаконно сожительствовал с супругой своего брата. Сам царь Ирод уважал святого, так как видел в нём силу. Он часто общался с ним и получал пользу от этого общения, ему нравилось общаться с Пророком. Но, тем не менее, по научению Иродиады, которая ненавидела обличителя своего греха, святой был заключён в темницу. Иоанн молился там, а Ирод пиршествовал, торжествовал свой день рождения, дочь Иродиады плясала, а сама Иродиада думала, как можно воспользоваться моментом, чтобы убить праведника, чтобы закрыть уста обличителя её греха. Покаяния она не имела, у неё даже мысли об этом не было. И вот, в самый разгар удовольствия, когда все наелись, напились вина и были, можно сказать, в пике своей радости, царь Ирод сказал дочери Иродиады: «За то, что ты угодила всем своими, я готов дать тебе всё, что попросишь». И она пошла к матери и спросила: «Что нам лучше просить? Мы можем получить даже полцарства». И тогда пришёл момент воспользоваться им злыми помышлениями и желаниями и избавиться от Пророка. Она сказала: «Попроси голову Иоанна Крестителя». И когда пришла дочь Иродиады и перед всем собранием сказала желание своё, что хочет тут же получить голову Иоанна Крестителя на блюде, царь опечалился, ему это не понравилось это. Но честолюбие и самолюбие (как это: он дал слово пред своими вельможами, пред своими приближёнными, гостями и не выполнил обещание?) заставили его исполнить страшную просьбу. Он повелел принести голову на блюде и отдать девице. И она с радостью, с довольством пошла к матери и передала ей святую главу…

Это великое событие имеет несколько оттенков. Для тех, кто совершил великое злодеяние, это было началом погибели. Для апостолов же это было началом вразумления о жизни настоящего христианина. Они должны были сделать свой выбор. Для нас, христиан, это великий праздник, потому что смерть праведника – это торжество. Как сказал один из историков первого века нашей эры, кровь мучеников – семя христианское. То есть каждый подвиг мученический – это свидетельство о Христе, свидетельство об Истине, торжество, праздник для человека.

Нам, братья и сёстры, сегодня приходится делать выбор. Как мы живём? Что бы сказал на наши поступки и на нашу жизнь святой Пророк Иоанн? Каков будет наш конец? Какова наша жизнь, и какой будет исход из этой жизни? Каждый для себя может сделать вывод, каждый может подумать, что нужно исправить, что мы делаем не так, какую добродетель следует усугубить, к чему больше стремиться. Смерть – это праздник, это переход в вечность. Человек, умирая, лишается времени, пространства, возможности покаяния, возможности делать добро и остаётся с тем, с чем перешёл в вечность. Поэтому, может быть, именно сегодня каждому из нас стоит подумать о том торжественном, таинственном моменте нашего перехода в вечность, когда мы будем оставлять эту жизнь, своё тело. С какими словами, с каким оправданием мы предстанем перед Богом? Какова может быть наша участь? А участь наша будет такова, какой мы её сделали здесь, во время земной жизни. Святой Пророк Иоанн был проповедником не только при жизни. Он остался им и по смерти. После своей кончины сошёл в ад, где находились люди, которые ожидали пришествия Христова и не могли получить блаженство, потому что не был ещё искуплён первородный грех праотцев Адама и Евы. Он возвестил им, что уже пришел на землю Спаситель мира, и все, кто поверит в его учение, кто сердцем уподобился Христу, кто жил истинно, кто терпел неправедные гонения, будут спасены.

Сегодня в этой обители престольный праздник – небольшой придел Успенского храма посвящён Усекновению главы Иоанна Предтечи. Сегодня мы торжествуем победу святого Пророка Иоанна над смертью, над злом, над неправдой, потому что он не боялся ни смерти, ни Ирода, шёл за правду, умер как мученик и сейчас находится со Христом.

Нас, братья и сёстры, иногда постигают какие-то скорби, какие-то неудачи, какие-то трудности. И где нам брать силу, перенести всё это? Конечно же, в молитве. В молитве к тем угодникам Божиим, которые всю свою жизнь терпели и отдали эту жизнь, страдая за Христа. Если мы подумаем и сделаем сравнение, какие трудности, какие скорби, какие утеснения терпели праведники, которые таким путём они шли в Царствие Небесное, и какова наша скорбь, то мы увидим, что у нас ещё не скорбь, а просто маленькое испытание. Это будет утешением для нас и поучением, потому что и маленькое, и большое страдание Господь попускает, чтобы мы укреплялись, это некого рода тренировка, ведь мы не знаем, что ожидает нас дальше. Если мы станем достойными, может быть, Господь нас сподобит свидетельствовать об Истине, о Царствии Небесном, сподобит участи мучеников, которые торжествуют со Христом в вечном Царстве. А пока хотя бы дал бы нам Господь силы пройти через те трудности, которые мы встречаем на земле в миру или в монастыре, где мы живём. Хотя бы укрепил нас настолько, чтобы мы не отреклись от Него, не оставили своего креста, не были неверными, а чтобы наша вера была крепкой, и мы до конца свидетельствовали о Боге и жизнью, и словами. И дай Бог, чтобы такое состояние постепенно приходило к нам. Но придёт оно лишь тогда, когда с каждым днём мы будем смирять себя, будем терпеть всё ради Бога благодушно и с радостью, потому что Бог говорит, что с великой радостью нужно встречать все трудности.

Сегодня мы читали молитву святому Пророку Иоанну, в которой написано: «Прости меня, помоги мне, укрепи меня, святый чудотворче, грешного, унылого и печального». Эта печаль и есть печаль о грехах человека, потому что христианин, живущий правдой, молитвой и в котором обитает Христос, не может быть печальным. Он может печалиться только о своих грехах, а в жизни всегда бывает радостным, светлым, довольным, за всё благодарит Бога. Дай Бог, чтобы такое состояние утвердилось в нас, и мы приводили свою душу в порядок, шли сами в Царствие Небесное, тогда и люди, видя такое настроение в нас, потянулись бы к Богу, к этой радости, к этому свету.

С праздником!

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 22.09.2017 (последнее изменение: 22.09.2017)
Рубрики: Проповеди