Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия в 4-ую неделю Великого поста

проповедьВ сегодняшнем Евангелии мы слышали об исцелении бесноватого отрока. Отец его находился в отчаянии из-за того, что никто не мог помочь его сыну, и упрекнул даже Господа, говоря: «Я подходил к Твоим ученикам, но они не смогли исцелить отрока моего, если можешь, сжалься над ним и исцели его». И Господь в ответ сказал: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас! Если возможно хотя бы немножко верить тебе, и ты сможешь поверить, что это возможно, то приведи его сюда и увидишь результат своей веры». И он, чувствуя, что не хватает в нем этой живой веры без сомнения, но имея большое желание помочь своему сыну, сказал: «Верю, Господи! Помоги моему неверию! Добавь то, что не хватает мне». И Господь исцелил его сына и отпустил.

Ученики спросили: «Почему мы не смогли исцелить его?» Почему они так спрашивали? Потому что они часто исцеляли, часто через них благодать Божия являла великие чудеса. И вдруг что-то не получилось. И Господь им объяснил и сказал, что этот род (бесы) изгоняется молитвой и постом.

Во-первых, молитвой, потому что все, что совершается сверхъестественное, не может совершить человек своей силой. Он совершает либо с помощью Божией, либо обращается к злым бесам, которые сначала приобретают людей, помогают им, а потом вселяются в них, и вся их жизнь превращается в ад.

Вот поэтому Господь и сказал, что сначала этот род изгоняется молитвой и постом, потому что пост ослабляет силы телесные и выявляет силы духовные, делает человека более внимательным. Что не хватает в обычной жизни человеку? И внимания, и знания. Поэтому молитва дает и просвещение ума, и умиление, и воля человека направляется к добру через молитву, и сам человек становится способным принимать ту благодать, которую Господь может дать ему.

Сегодня мы вспоминаем еще преподобного Иоанна Лествичника, который говорит нам, что добродетели невозможно за один раз сразу все исполнить. Бывает, что человек подходит к тебе в таком унынии, в отчаянии или просто в негодовании, говорит, что он столько просил у Бога, и милостыню подавал, и по монастырям ездил, и, вроде, все сделал и Бог обязан ему помочь, а Он этого не делает, не исполняет свою «обязанность».

На самом деле добродетель и добрые дела стяжеваются трудом. И человек, который рождается от своих родителей, который является носителем и добродетелей, и пороков своих родителей через гены, который носит характер от родителей, он, бывает, всю жизнь трудится и, если под конец удается ему какую-то страсть перебороть, какую-то добродетель исполнить, то это великое приобретение. И это бывает только с помощью благодати Божией.

Что можем мы сказать сегодня, люди, живущие, можно сказать, в последние времена, во времена соблазнов, во времена беззакония, во времена лести, самолюбия, гордыни? Как можем мы подойти ко Христу и просить: «Господи, помоги нам!»? Бывает так, что мы упрекаем Господа, что вот, мы все сделали, и Он не помогает. Наше время, конечно, сильно отличается от других времен. Мы не можем очень многие вещи сделать, даже самые элементарные, даже пост нормально соблюдать не можем, даже сделать правильные расстановки в жизни: что важно и что не очень важно, что главное и что второстепенное – у нас все смешано. Грех и общее беззаконие, общий взгляд на грех человеческий сегодня в мире очень сильно расстраивает не только людей вне храма, но и людей внутри монастыря. И как говорил когда-то Святейший Патриарх, сегодня раздралась (то есть разрушена) завеса между добром и злом в сознании людей. И людям кажется, что грех – это ничего такого страшного, и живем мы все чаще всего в соблазне и в грехе, но не делаем большую разницу между жизнью и бедствием. Но когда мы все-таки пытаемся совершать пост, когда мы пытаемся сопровождать свою жизнь молитвой, то начинаем тогда видеть разницу: что было до этого, и какая жизнь была. И когда приходит полоса, как говорится часто в миру, – черная полоса жизни, когда как бы все обваливается, что происходит: очень часто человек понимает, что это результат его жизни. И он начинает искать, начинает думать только о том, как исцелиться, как получить опять благое. Но очень редко кто думает: а почему так происходит? Вот много раз бывает, что человек пытается сделать что-то доброе, например, ему говорят: ты бы стал священником, а потом смотришь, что человек уходит в другую сторону. Его спрашивают, почему, ведь ты же пошел по этому пути, пошел к Богу, что случилось? Ну, наверное, нет воли Божией. А что случается с волей Божией? Ведь когда Адам и Ева были поселены в раю, воля Божия была о них, чтобы они славили Бога и получали высшее наслаждение от общения с Богом. Они были царями над природой, они управляли животными и растениями, имена нарицали им, то есть они были выше всего. И воля Божия первоначально о них была, чтобы они всегда радовались о Боге и пребывали в Боге, и вся их жизнь была одно утешение и одно славословие Богу. И что же случилось с волей Божией, когда Адам и Ева согрешили? Результат их отношения к заповеди Божией привел к тому, что человек лишился этого. И воля Божия пременилась, и человек получил вместо наслаждения терния и волчцы, труд, пот, от этого тяжелого труда, и муки рождения и все остальное.

Так вот, братия и сестры, воля Божия соотносится с волей человека, насколько и куда человек направляется. Если человек совсем падает, воля Божия делает все возможное, чтобы он удержался хотя бы на каком-то уровне. Если человек двигается и работает, воля Божия дает ему возможность подниматься выше и выше. И вот, когда мы приходим в храм, и молимся, и совершаем что-то, и у нас не получается, мы просим: «Господи, помоги нам!», и двигаемся. И воля Божия делает самое лучшее для нас.

Воля Божия общая о человеке – это его спасение. Когда человек приходит в мир, то забывает, зачем он пришел. А он пришел на землю взыскать потерянный рай через труд, через пот, через страдание и скорбь, через болезни, познать то, что Адам имел без всякого труда у Бога, и смириться пред Богом.

И вдруг в поисках этого потерянного райского состояния, которое нужно искать в молитвах, в посте, в соблюдении заповедей, в храмах, в монастырях, на службах, в причащении, в покаянии, человек начинает искать человеческие блага, начинает искать наслаждения, начинает искать удобства, имущество, всякие ненужные «игрушки» начинает искать в этой жизни. Он просто теряет дорогу, он перестает понимать, для чего эта жизнь вообще дана…

И вот, братия и сестры, когда есть посильный пост и молитва, то человек поддерживается благодатью Божией, и все-таки идет, направляется к Богу: когда падает, когда поднимается, но все равно к Богу идет и все равно в том направлении двигается. Когда человек оставляет подвиг, когда человек оставляет молитву, когда человек оставляет пост и расслабляется, он оставляется Богом, благодать уходит и начинается вот это беснование, то именно беснование и мучение, которые имел отрок из сегодняшнего Евангелия. И мучается он, и мучаются вокруг него люди, родители, близкие, и пребывает он, можно сказать, в состоянии ада.

Но стоит только человеку обратиться к Богу, стоит ему обратиться к посту, к молитве, к заповедям, к покаянию – и все возвращает Господь. Поэтому сегодня, когда все ближе и ближе приближаемся мы к великому светлому празднику Воскресения Христова, Господь через Евангелие и святых напоминает нам: не оставлять подвиг. Потому что кто оставляет подвиг, оставляет скорость движения к Богу, он теряет силы и падает, потому что движение к Богу идет вверх, и остановка на пути к Богу равна падению. Поэтому будем укрепляться в посте и молитве, не внимая прилогам вражиим и различным помыслам мира сего, суетного мира, который дает нам враг рода человеческого в уме. Будем укрепляться молитвой и постом, смирением друг перед другом, чтобы не потерять ту благодать, которую Господь дает нам, и достигнуть Славного Христова Воскресения и вечного спасения в Царствии Небесном. Аминь.

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 28.03.2017 (последнее изменение: 28.03.2017)
Рубрики: Проповеди