Проповедь епископа Переславского и Угличского Феодора в день престольного праздника святой блаженной Ксении Петербургской в Николо-Сольбинском женском монастыре

владыка ФеодорДорогие отцы, Матушка Игумения с сестрами, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь славно торжествует память блаженной Ксении Петербургской, подвиг которой удивлял не только её современников, но и нас по прошествии многих и многих лет. Подвиг её, как, в общем-то, и любой подвиг ради Христа, основан на бесконечной любви к своему Творцу и Богу и ближнему, которого она возлюбила не только по Евангельскому слову, как саму себя, но, пожалуй, можно свидетельствовать, что и выше себя, потому что она себя ущемляла, лишала всяческих благ для того, чтобы ближний приобрёл то, чего она лишилась. И любовь, и молитвенное предстояние и подвиг самоотречения были направлены на спасение души её возлюбленного супруга, образ которого она как бы восприняла в юродстве, желая личным трудом, молитвенным подвигом испросить ему прощение грехов и отпущение от Всемилостивого и Вседаровитого Господа. Но тот, кто вкусил сладость молитвы, радость подвига и то веселие сердца, которое получает человек, не принимая дары, а наоборот, расточая их ближнему, тот уже не может остановиться, а стремится всё больше и больше совершенствоваться в этой добродетели. Вот и блаженная Ксения – хрупкая женщина… Казалось бы, маленький человечек, не имеющий ни собственного жилья, ни средств к существованию, но ничего, никогда, ни у кого не просила. А наоборот. Старалась всем что-то дать. Если она давала что-то, то старалась это сделать по Слову Евангельскому. Так, чтобы правая рука не знала, что делает левая, и чтобы избежать похвалы людской и награды здесь, во временной жизни, но приобрести вечную награду Царствия Небесного. Мы знаем, конечно, не все её подвиги, но некоторые нам открыты Господом. Например, то, что она помогала строить храм: ночью, тайком носила тяжёлые кирпичи на своей хрупкой спине. Мы знаем о том, что она молилась за весь мир – и за град Петербург, и за конкретных людей, которые просили об этом и которые не просили, но Господь Духом Своим Святым открывал их нужду, их беду, их горе, потому что блаженная святая Ксения помолилась, и Господь даровал им исцеление, прощение, обилие Своих щедрот и милость.

Вспоминая её память, задумаемся: а что значат слова Евангелия в Нагорной проповеди о блаженстве. Что значит быть блаженным? Блаженный – это значит счастливый. Представьте себе, что молодая девушка познакомилась с неким юношей, у них возникли сильные романтические чувства, крепкая любовь и прочее. Что ей ещё нужно в жизни? Казалось бы, больше она ни в чём не нуждается. Она приобрела самое главное – жениха. И как говорит русская пословица, «с милым рай и в шалаше», то есть всё временное, внешнее, окружающее принимает второстепенное и третьестепенное значение. Вот так и душа христианина, когда она приобретает Небесного Жениха Христа, всё для неё остальное становится ничтожным, ибо по значению своему стремится к минус-бесконечности. Вот и блаженная Ксения. Она ради Драгоценного Бисера – Христа, оставила все ценности временной жизни. Она была счастлива, и глубоко счастлива, и в голоде, и в холоде, и в поношении людей, и в безмерной усталости от своих трудов, потому что Сын Божий Своею благодатью от неё никогда не отступал.

И вот, основа этого нашего счастья, которое часто современный человек пытается заменить внешними средствами: вкусной пищей, сладким сном, красивой одеждой и, словом, комфортом, для нас открывается совершенно в ином. «Блаженны нищие духом», – вот это есть первая ступень, когда человек не считает себя чем-либо добрым обладающим. Он видит себя совершенно нищим, не только материальными, но и духовными сокровищами. Всё, что он имеет, единственно принадлежит Богу. Господь даёт нам как бы в пользование и материальные богатства, и духовные таланты для того, чтобы мы ими, как бы неким средством, приобрели самое драгоценное – Вечную Жизнь. И вот блаженная Ксения это поняла, почувствовала сердцем и воплотила в своей жизни. И мы с Вами сегодня вспоминаем её подвиг, спрашивая как бы себя: надо ли так же возлюбить Бога? А так ли мы возлюбили ближнего своего, как Ксения Блаженная? Стремимся ли приобрести Вечную Жизнь или вдруг мы подумали, что будем жить вечно на земле, и все наши стремления – это стремления к вечным благам? Забудем о них, прострём свою мысль, движение своего сердца к бесконечности, к Престолу Небесному, ибо там наше сокровище, там цель нашей жизни, там все наши стремления и успокоение от всех житейских смятений, скорбей, болезней и мятежей. Будем молиться блаженной Ксении, чтобы она и наше сердце очистила по милости Божьей от греховных страстей, от привязанностей ненужных, от влечений различных… Одним словом, от того, что нас разлучает с Творцом, Спасителем и Богом. И чтобы мы всегда помнили о том, что всё благое, доброе, хорошее в нашей жизни, что имеем, – это от Бога. А всё страстное, нехорошее, греховное – это наше. Будем стремиться исполнять Слово Царя и Пророка уклоняться от зла, от греха, и творить благое: совершенствоваться в добродетели, стремиться жить не для себя, а для Бога и для ближнего. И не спрашивать, почему ко мне так отнеслись или эдак, отчего мне сегодня что-то недодали (или внимания, ласки, заботы, или какого-либо кусочка вкусной еды), а задать себе вопрос: а всё ли я сегодня сделал для Бога и для ближнего своего, что я мог сегодня сделать. Если мы так будем с Вами думать, то наша жизнь поистине станет счастливой, потому что понятие счастья не только в духовном смысле, но и в суетной мудрости века сего понимается как личное, сугубо индивидуальное восприятие жизни конкретного человека. Итак, как мы будем воспринимать жизнь, себя и Бога, так и будет выстраиваться наш внутренний мир. И в нём будет создаваться или царство греха или Царство Небесное – тот мир, в котором живёт, действует и царствует наш Спаситель и Бог Иисус Христос.

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 13.02.2017 (последнее изменение: 13.02.2017)
Рубрики: Проповеди