ПУТЬ КО ХРИСТУ. Иеромонах Михаил (Чепель) Ответы на вопросы о вере и христианской жизни (отрывок)

Отец Михаил, слушаю Ваши беседы о Православии, но сама более верю в буддизм. Даже не представляете, как прекрасно медитировать, получаешь истинное наслаждение общения с Богом. Вам надо бы изучать эту прекрасную веру, и, возможно, Вы стали бы замечательным буддийским монахом.

Огорчу, наверное, и немного разочарую эту женщину: то, что я православный, связано не с отсутствием у меня знаний о буддизме. Вопросы, связанные с буддизмом, вообще восточными религиями я начал изучать еще на философском факультете Московского государственного университета, где учился много лет назад. Многие вещи в силу специфики профессиональной деятельности изучал и в дальнейшем, в том числе психотренировки, внутреннюю школу. Мне очень нравился восток, но до определенного момента.

Я не знаю с каким «богом» женщина общается, занимаясь буддийской медитацией; дело в том, что буддизм отрицает Бога. Если говорить о самом Будде, то это человек. Если Господь Иисус Христос имеет две природы – Божественную и человеческую, то Будда только человеческую. Многие буддисты сами говорят, что буддизм – это не религия, а философская концепция. Но религиозное чувство человеку присуще. Чем оно зачастую заполняется у буддистов? Служа в Таиланде, мне пришлось видеть, как молятся тайцы. Таец шага не сделает, чтобы не помолиться Будде и сотне «богов». Дарить ему икону бессмысленно — он тут же вложит ее между изображений стоящих рядом изображений злых и добрых «богов». То есть на повседневном религиозном уровне буддизм очень тесно соприкасается с язычеством, а мы говорили, к кому обращаются язычники. Поэтому можно только представить с каким «богом» женщина общается. Если такое общение доставляет удовольствие, то это не отменяет его опасность. Поэтому очень советовал бы серьезно подумать об опасности пути, на который она встала.

Что касается предложения мне задуматься о том, чтобы стать буддийским монахом — начнем с того, что мне это не нужно, я очень счастлив, что являюсь православным. В жизни пришлось много ездить по миру, видеть представителей разных религий. И чем больше видел, тем больше сердце преисполнялось радостью от ощущения своей принадлежности к Церкви Христовой, к Православию.

Очень интересный опыт в области изучения буддизма имел в свое время великий Старец ХХ века, архимандрит Софроний (Сахаров), его мирское имя — Сергей. Юноша Сергий стал искать пути к бессмертию в иных областях, начал читать книги о буддизме, йоге и погрузился в восточную мистику. Занимаясь медитированием, он пережил экстатические созерцания, которые увлекали, освобождали от оков времени и пространства и, казалось, приводили к вожделенному соприкосновению с вечностью, так как освобождали от всяких форм «космического бывания». Однако Господь призвал назад своего блудного сына, отпадение от веры отцов было связано с мистическим явлением, и возврат к ней также был связан с непосредственным соприкосновением с духовным миром. Свое увлечение оккультными и восточными науками Старец описал в своей книге «О молитве».

Поделитесь с друзьями: