ПУТЬ КО ХРИСТУ. Иеромонах Михаил (Чепель) Ответы на вопросы о вере и христианской жизни (отрывок)

 

Дело в том, что борьба с Иисусовой молитвой началась достаточно давно, кажется еще в шестнадцатом веке. Споры идут до сих пор. Был большой конфликт, когда русские монахи на Афоне выдумали сократить эту молитву до слов «Иисус Христос» вместо полного ее текста: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Поэтому споров вокруг этой молитвы очень много, но это молитва спасения.

Что касается того, что у меня нет четок, то с какого-то момента они перестали быть мне нужны. Потому что когда долго занимаешься Иисусовой молитвой правильно, то сама она начинает о себе напоминать. У меня было много случаев, когда какие-то бытовые или рабочие дела, те же совещания — я же живу в миру — отвлекали самым настоящим образом. И вдруг молитва начинала звучать в моей голове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» В эти моменты я понимал, что молитва «включилась» в моей голове, и продолжал сам читать ее «про себя».

В отношении четок — когда монахи или послушники живут в монастыре и ходят с четками, то это правильно. Но, когда человек живет в миру, то четки у него на руке будут привлекать ненужное внимание окружающих. Но не напоказ можно и в миру молиться по четкам. И потом есть момент индивидуальности человека. Святитель Феофан Затворник говорил, что не всем мирянам полезна Иисусова молитва. Как, кстати, не всем полезно и посещение святых мест Иерусалима.

Поделитесь с друзьями: