Сколько раз в году нужно причащаться?

DSC_5009До сих пор не могу разобраться, сколько раз в году надо причащаться. Много читал, священники противоречат друг другу.

Если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что первые христиане старались причащаться каждый день. Сам Господь Иисус Христос однозначно сказал, что тот, кто не причащается, не имеет в себе жизни (Ин. 6: 53). И в то же время апостол Павел писал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27–30). Недостойно — значит с неверием в таинство, имея нераскаянные грехи или злобу на кого-то, сюда же относится и гордыня, ощущение своей лжеправедности.

Евхаристия была центром жизни христианской общины, в первые века истории Церкви. В качестве примера можно сказать, что Трулльский собор своим 80 правилом отлучал от церковного общения тех, кто без уважительных причин, не причащался три недели подряд. Но когда время гонений на Церковь прошло, христианство в четвертом веке стало государственной религией Римской империи, то вот это ощущение Божественной Литургии, как центра жизни христианина, стало ослабевать. Отношение к причастию стало искажаться. В Российской империи был печальный период, когда исповедь и причащение раз в год рассматривались как свидетельство гражданской благонадежности. А потом, в советское время гонений на Церковь, некоторые и церковные авторы пытались представить это как норму. На самом деле причащение один раз в год – духовно опасно, человек за год может просто погибнуть в своих грехах. Поэтому мое мнение — чем чаще причащаться, тем лучше. Именно в таинстве причастия мы соединяемся с Христом, становимся частью Церкви – Тела Христова. Чем чаще мы молимся за Божественной Литургией, чем чаще причащаемся — тем лучше для нас.

В современной практике Русской Православной Церкви причастию предшествует исповедь. Это обусловлено тем, что выше уже было сказано: не очистившемуся от греха человеку причастие будет в осуждение, а сам он не станет частью Тела Христова, даже если внешне и причастится. Был случай, когда митрополит причащал, а в это время маленький мальчик громко смеялся. Митрополит попросил его вывести, но потом задумался и после службы попросил найти мальчика и его маму и спросил у ребенка, чему он так смеялся. И тот сказал, что когда архиерей подносил лжицу с причастием ко рту причастника, то на нее садился голубок, и эту частичку склевывал. И тогда митрополит понял, что это знак, что многие люди идут причащаться, будучи к этому не готовы. И именно для этого нам нужна исповедь. Тот, кто часто исповедуется, начинает понемногу очищаться. Чувство греха начинает жутко давить, ощущается наша несовместимость с образом Божиим, а мы все им являемся, с тем грехом, который нас поражает, в первую очередь, через наши же поступки. Это очень тяжелое состояние, оно побуждает к частой исповеди. Многие святые старались причащаться каждый день.

Один архимандрит говорил, что начало духовной жизни, когда человек начинает видеть бездну своих грехов. Все святые ощущали свою греховность. В молитвословах есть повседневное исповедание грехов — наше покаяние перед Богом перед сном. Даже по ней можно ежедневно анализировать свое духовное состояние. Если возникают вопросы – обращайтесь к батюшке. Но не ориентируйтесь на внутренние ощущения – их различение дается только старцам.

Иеромонах Михаил (Чепель) из книги “Путь ко Христу”

(Ответы на вопросы о вере и христианской жизни).

 

Поделитесь с друзьями: