Женское монашество в России в ΧVIII веке

vkelieΧVIII век был достаточно тяжелым и неоднозначным в истории русского монашества. Петр Ι, как известно, исходя из критериев полезности того или иного института для государства, с подозрением относился к монастырям. Он считал, что монахи должны нести общественное служение (например, открывать богадельни, призревать больных и увечных отставных солдат, воспитывать детей-сирот), а количество монастырей должно было резко сократиться. Секуляризация монастырских земель при Екатерине II (1764 год) и введение штатов для монастырей привели к тому, что число обителей сократилось более чем в два раза.

В 1700 году мужских монастырей было 924, женских – 229 (около 20% от общего числа монастырей). Монашествующих мужчин на протяжении всего XVIII века было больше, чем монашествующих женщин, в то же время женские монастыри оставались более населенными, чем мужские, в виду меньшего их количества. Они также были как правило беднее, либо потому, что не обладали земельной собственностью, либо не получая достаточной дотации от государства. Бедность вынуждала монахинь покидать монастырь и ходить по стране, собирая милостыню. Такое положение дел не устраивало ни государственные, ни церковные власти, но единственное, что было сделано на данном этапе – это введение более строгих правил для выхода из монастыря для женщин.

Государство активно вмешивалось в организацию внутренней жизни монастырей. В «Прибавлении к Духовному регламенту» (1722 год) имеется глава «О монахинях». Если мужчинам пострижение разрешалось после тридцати лет, то женщинам только в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет. Для женщин-монахинь вводились более строгие правила в общении с миром: всем монахиням, кроме игумении, запрещалось покидать монастырь, а «монастырям женским всегда заключенным быть». В то же время монахам разрешалось выходить из монастыря и даже посещать родственников четыре раза в год, предварительно получив от своего епископа «подорожную».

Внутри самого женского монастыря зачастую большую роль играло социальное положение сестер. Монахини из богатых и знатных семей моли владеть собственной кельей и другим имуществом. Кроме того, в женских монастырях могли жить и белицы, вкладчицы монастыря, которые на старости лет желали удалиться в обитель, не принимая монашеского пострига.

В XVIII веке государство, как было сказано выше, пыталось активно определять социальное назначение того или иного монастыря. В 1724 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют на 250 человек для девочек-подкидышей, которых обучали плетению голландских кружев. В Вознесенском монастыре появилась богадельня для больных и увечных. В монастыри могли направлять девочек и даже (в редких случаях) мальчиков для обучения грамоте. Женские обители использовались и как место ссылки и наказания для женщин, уличенных в прелюбодеянии, переходе в старообрядчество или католичество. Также нередки были случаи насильственного пострижения женщин мужьями, родителями, братьями.

Перед секуляризационной реформой Екатерины ΙΙ в 1762 году в Российской империи было 678 мужских монастырей и 203 женских монастыря. В результате реформы 1764 года численность монастырей значительно уменьшилась. Было упразднено 496 монастырей (56%), из которых было 360 мужских и 136 женских. Материальное положение сохранившихся монастырей мужских и женских оставалось различным. Жалованье в штатных женских монастырях было положено в два раза меньше, чем в мужских.

Поделитесь с друзьями: