Монастырская библиотека

Бесшумная проповедь монахов

В церкви Символ веры надо читать вслух всем вместе, потому что это – исповедание нашей веры, и мы должны все принимать участие в нем. Кроме того, это должно совершаться с миссионерской целью. Пусть это вас не удивляет! Как вы знаете, у нас, монахов, – за исключением частных случаев – нет возможности непосредственно участвовать в миссионерской деятельности. Поэтому хорошо, когда слышен голос нашего исповедания веры на земле, так же, как и голос нашей молитвы, когда опять-таки все вместе мы читаем вслух «Отче наш». Бог силен распространить этот голос во все пределы земли и заговорить в душах людей, находящихся на расстоянии тысяч километров от нас. Поэтому давайте будем охотно читать вслух и «Верую», и «Отче наш».

+
Когда мы встречаемся с каким-либо искушением, будем обращать наше внимание на Крест Христов. Так мы пребудем в мире, и в нашей голове не будет жужжать пчелиный рой помыслов.

+
Крест Христов есть сила для всех и, прежде всего, для монахов. Мы проживаем на опыте ту крестную жизнь, ту, что мы обещали при нашем постриге, в преданности (дословно: с пригвождением к.) нашим духовным обязанностям, не уклоняясь от духовной традиции, от устава монашеской жизни, от заповедей Христовых.

+
Часто случается, что мы беспокоимся за наших родственников, потому что у них что-то не ладится. Мы – монахини, души, посвященные Христу. Если мы будем взращивать в себе это посвящение, Христос нам заменит и наших родственников. Иначе и мы погибнем, и они. Если же мы будем духовно подвизаться, то Бог помилует также и их.

+
Не интересуйтесь, как идут дела у ваших друзей и знакомых в миру. Теперь вы находитесь в монастыре. Оставьте их на попечение Божие, которое есть величайшая сила.

+
Сестры, я заметила, что некоторые из вас после себя оставляют беспорядок в помещениях и мастерских. Как вы можете жить и работать среди беспорядка? Как вы можете молиться в келье, которая по чистоте не похожа на церковь? Монах – человек чистоты и порядка, а не небрежности и беспорядка. Не надо это считать на стоящим внимания. Этот внешний беспорядок обнаруживает, что мы скрываем внутри нас.

+
Сестры, вам следует научиться разговаривать друг с другом тихо, шепотом. Не разговаривайте громко друг с другом в монастырском дворе. Громкие голоса – для монахов вещь неподобающая. Будем разговаривать друг с другом тихонько, едва слышно. И тогда те, кто приходят извне, слыша, как мы тихо разговариваем друг с другом, вынуждены будут разговаривать тихо. Как иначе сможем мы сохранить тишину и спокойствие, подобающие этому месту? Монастырь, прежде всего, место молитвы. Я не вправе своим криком прерывать молитву другого, прогонять молитвенный дух.

+
Когда мы переживаем какое-то искушение, будем молиться, будем просить Бога снять с нас это искушение – и Он его с нас снимет, ибо Он сказал, что чего бы мы у Него ни попросили, Он даст нам (см. Мф. 21:22 и Ин. 16: 23-24). Будем говорить: «Ты, Христе мой, сказал, что чего бы мы у Тебя ни попросили, дашь нам. Я Тебя прошу, забери у меня это искушение». Вы увидите, как тотчас же искушение прекратиться.

+
Давайте не будем погружаться мысленно в грехи и привязываться к ним. Исповедуем свои грехи и затем изменим жизненный курс и займемся добрыми делами.

+
Когда кто-то обращен взором внутрь себя, он прогоняет все искушения.

+
Сегодня я бы хотела подлиться с вами содержанием одной записки старца Паисия, которую он адресовал N, а тот, в свою очередь, дал ее мне. Текст записки содержит три простых и мудрых совета: Не гордись, когда смиряешься. Не сползай от простоты к наглости. Не выдавай чужое за свое (то есть не выдавай опыт и знания за свои).

+
Трудности попускаются нам, чтобы мы научились быть терпеливыми и терпимыми во всем.

+
Задумайтесь, как велико слово, сказанное Христом святому Силуану: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». С этой мыслью мы достигаем смирения. Когда мы говорим: «Боже мой, я заслужил ад, но Твои благоутробие и милость меня спасут», когда мы причисляем себя к осужденным, это нас приводит ко смирению и теплой молитве. «Помилуй мя, Господи, меня, во аде пребывающего…»

+
Начните думать о смерти сейчас, потому что если вы не приучите себя к этой мысли теперь, то потом уже – никогда. Эта мысль подвигнет вас стараться возлюбить Христа, не судить никого, подвизаться… Размышляйте о смерти без меланхолии. Разумеется, когда человек здоров, для него это трудно. Но стоит ему заболеть, тогда он постоянно думает о смерти и оправдывает всех людей, он судит только самого себя и больше никого.

+
Хорошо будет нам в любую трудную минуту жизни приводить на ум Христа. Тогда мы не будем впадать ни в печаль, ни в гнев, ни в осуждение. Как говорит преподобный Никодим Святогорец, все должно нам напоминать Христа.

+
Много молитесь. Постоянно повторяйте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя… Пресвятая Богородице, спаси мя». Не придавайте значения диаволу. Не присваивайте ему цены, думая о нем. Он, несмысленный и немощный, трепещет от молитвенного призвания Бога и исчезает от крестного знамения. Кто сильнее? Скажи мне! Христос или диавол? Посему не думайте о нем и не бойтесь его. Идите вперед. Благодарите и славословьте Бога.

+
Давайте заставим диавола бежать нашими добрыми помыслами, нашей молитвой, любовью среди нас и состраданием всему миру.

+
Мы не рискуем прийти в духовный упадок, какие бы мы ни испытывали трудности, если будем регулярно и вовремя приходить на службы и неотступно совершать наше монашеское правило. Нам следует беспокоиться в той мере, в какой мы запускаем эти две основные вещи – келейное правило и богослужение.

+
Как только мы поймем, что нами овладевает уныние, мы должны себя понудить к совершению келейного правила и к посещению богослужений. На службе, в церкви, внимая, по возможности, каждому слову, мы привлекаем благодать Божию, умиротворяемся, у нас прибавляются силы, и, таким образом, мы можем продолжать подвиг в дальнейшей нашей монашеской жизни. Если же откажемся от этих двух вещей – келейного правила и церковного богослужения, то какие мы тогда монахи? Трудового послушания недостаточно. Одна сестра как-то мне сказала: «Я не могу совершать келейное правило». Если не могу, это значит – у меня нет смирения. Проблема имеет внутренний характер. Мне следует понудить себя к молитве, чтобы полюбить свое правило и свое общение с Богом посредством этого правила.

+
Мы не должны бояться искушений. Как только мы заметим их наступление, сразу начнем совершать поклоны. Затем встанем и предадимся работе, дабы отвлечь ум наш от искушения. То, что очень помогает в этих трудных случаях, – это внимательное чтение Евангелия о страданиях Христовых. Открываем Новый Завет и читаем.

Игумения Феосемни