Проповеди

Будем искать Христа

Проповедь в день праздника святых жен-мироносиц

Дорогие братья и сестры! В евангельских отрывках, прочитанных сегодня на Божественной литургии и во время крестного хода, два евангелиста говорят о величайшем событии, которое было неожиданно и непонятно для тех, кто первыми посетили гроб Господень после субботнего дня, чтобы помазать Тело Христа драгоценным миром. Евангелист Марк рассказывает о том, что когда жены-мироносицы пришли ко гробу, они увидели, что он открыт и в нем никого нет. Они узрели ангелов, которые сказали им, что Христос восстал, Его нет во гробе, Он ожидает их в Малой Галилее, где часто Господь общался с учениками в небольшом саду. (Это не та Галилея, область в Израиле, а Малая Галилея, на окраине Иерусалима). От неожиданности и страха женщины никому ничего не сказали.

Евангелист Лука, повествуя о том же событии, говорит, что они пришли ко гробу, увидели Ангелов, но все рассказали ученикам, которые не поверили. Апостол Петр пошел ко гробу и убедился в правде их слов. Когда он возвращался, ему рассказывали о том, что Христа воскресшего видели еще другие апостолы, Лука и Клеопа, и как это произошло.

Если предположить, что жены-мироносицы устрашились говорить о воскресении Христовом, чтобы их не убили распявшие Христа, то в это нельзя поверить. Те, которые шли на Голгофу за Христом, те, которые до конца оставались верными Ему, не боялись ни воинов, ни фарисеев, могли ли бояться сказать, когда увидели, что Христа нет во гробе? Конечно, нет.

Они испугались произошедшего, потому что скорбь, которая наполняла их сердца, настолько заняла ум, что они забыли, как Христос говорил, что Сыну Человеческому надлежит пострадать и воскреснуть из мертвых. Когда они увидели Ангела, сказавшего им об этом, они вспомнили, побежали, начали всем возвещать о славном чуде, о самом великом событии на земле.

Братья и сестры, сегодня у людей особенно охладела любовь к Богу. Мы видим, что храмы пустые, у человека нет желания идти в храм, потому что он все имеет в этой жизни и не нуждается в помощи Божией. Даже люди, которые посещают храм, говорят: «Мы ходим, но не каждое воскресенье. Раньше ходили каждое, а сейчас пореже. Так привыкли уже».

А жены-мироносицы ходили за Христом и в то время, когда Он проповедовал, и в то время, когда исцелял, и тогда, когда Его вели на Голгофу, и после Его погребения. Они шли за Ним и после Его воскресения. Поэтому они нам пример, ибо «верный в малом и во многом верен» (Лк.16:10). Если человек сегодня позволяет себе не посетить службу, когда может это сделать, не молиться, не творить дела Божии, то постепенно вера такого человека оскудевает, становится мелкой. В разговоре выясняешь, что, может быть, он и ходит в храм, но не понимает, для чего это делает.

Однажды мне встретился около храма человек и говорит:

– Поп, ты сам-то веришь в Бога?

Я говорю:

-А что, у вас есть сомнения?

-А где твой Бог?

-А твой где?

-А мой, за мной, – говорит, – за спиной всегда у меня. А твой где?

Я говорю:

-А мой везде. Господь идет вперед, а верные Ему идут за Ним. И вот так по всей жизни.

Поэтому, братья и сестры, есть разные представления о Боге. Но есть правда Божия, которая непреложна, не зависит от того, как человек к ней относится. Эта правда Божия написана в Евангелии. Там сказано, что те, которые искали Христа, первые увидели Его после воскресения.

Святая Мария Магдалина, увидевшая смерть своего отца, которого зарубили на ее глазах, была сильно напугана. В нее вошли бесы, она была одержимой, но впоследствии Господь исцелил ее, изгнав нечистых духов. Она была благодарна Христу и среди других женщин ходила и слушала Его поучения. Так они все жаждали услышать слово Божие.

Сегодня многие ли из нас жаждут слышать слово Божие? Многие ли, когда звонят на всенощную или на Литургию, могут бросить все и бежать на службу? (Здесь не говорится о тех, кто имеет послушание, работу, которую нельзя оставить).

Конечно, мы приходим на службу. Но, может быть, нам не хватает такой ревности, радости, желания, переживания, чтобы не опоздать, прийти к самому началу, услышать каждое слово Божественной литургии, понять его, постараться участвовать в этом всей душой и всем умом? А почему? Чтобы стоять на богослужении и погружаться полностью в Таинство, которое совершается, чтобы вера была сильной и человек мог молиться и знать точно, что будет услышан, – нужно искать это состояние, этот дар. Он постепенно приобретается тогда, когда человек ищет Бога.

Сегодня, как никогда, нам нужно обратить внимание на это качество веры и верности Богу, чтобы ни в мыслях, ни в словах, ни в делах не предавать Христа. Когда человек начинает именно так вести эту жизнь, то он бывает внимательным, радостным, «наполненным». Куда бы такого человека ни посылали, какую бы задачу перед ним ни ставили, он все исполняет, потому что знает: Господь рядом и все творится по Его святой воле.

Когда же человек не молится внимательно один раз, второй, допускает не ходить в храм, когда пренебрегает возможностью сделать добро, то постепенно его вера уходит. Он опустошается, начинает терять смысл жизни и заблуждается. Тогда к человеку вместо радости, мира, наполненности Христовой благодатью приходит уныние, пустота, непонимание, для чего вообще он живет.

Каждый человек в этой жизни может иметь счастье, а может не иметь его. В чем разница? В искании Бога. Нужно везде, во всем искать Христа и исследовать Его святую волю.

Если человек приобретает такое состояние, то страх человеческий постепенно исчезает. Любовь к Богу, к ближнему изгоняет из души любой страх, любую неуверенность, любую плохую мысль, и человек всем в радость и в пользу.

Дай Бог, чтобы каждый из нас сегодня, вспоминая подвиг жен-мироносиц, всегда следовавших за Христом, искал услышать слово Божественного Учителя. Мы можем напоминать это себе частым чтением Евангелия, особенно сейчас, в пасхальный период, читать воскресные зачала, соучаствовать в подвиге искания Христа и в радостной встрече с Ним. Дай Бог, чтобы это искание Господа было у нас на протяжении всей жизни и чтобы мы здесь, на земле, приобрели Христа и ушли от земной жизни к вечной со Христом.

Христос Воскресе!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 22 апреля 2018 г.