Монашеское делание

Дневники Афонского монаха

В архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне сохранились дневники иеромонаха Анфима (Гощука), исполнявшего в обители послушания регента, эконома, антипросопа и эпистата при Священном Киноте Святой Горы. Дневниковые записи отец Анфим вел по примеру святого праведного «всероссийскаго батюшки» Иоанна Кронштадтского, в чьём городе он проходил военную службу и которого «весьма почитал». Эти заметки проникнуты глубоким смирением, верой и искренностью. Иеромонах Анфим подвизался на Афоне в 90-х годах прошлого века и отошел ко Господу в 2008 году.

✓ “Надо молитву ставить на первое место, а потом все уже остальное, т. е. вначале настроиться на внутренний молитвенный ритм. И в этом ритме уже делать все дела, послушания”.

✓ “Много послушаний: ризница, гостиница, уставщик, ухаживать за старцем Иларионом. Да еще благословили сегодня водить паломников по монастырю. Решил, что это все вменяется мне в молитву”.

✓ “Попалась очень трудная группа паломников, очень непостоянные и своенравные. Служат, где захочется, и требуют, чтобы ты их обслуживал. Вчера я приготовил облачение в Покровском соборе, а они отказались служить, сегодня убрал облачения, а они собрались служить”.

✓ “Господь меня испытывает, настоящий ли я монах-послушник, испытывает мое смирение. Где наше совершенство? Можно таскать облачения в простоте, и спасешься”.

✓ “В храме совершаются службы Божии, и никак нельзя допускать, чтобы личные интриги были помехой. Напротив, надо прилагать все усилия, чтобы сглаживать все запинки и чтобы в храме все ектении, стихиры, тропари составляли настоящую молитву – обращение к Богу, Божией Матери, святым. Я решил вовсе не разговаривать на клиросе, т. к. от этого приходит нечувствие”.

✓ “Когда я начинал с братией много говорить, то терялось содержание нашего труда и смысл пения – пения ради молитвы, а не только ради пения!”

✓ “Если вручили тебе послушание, то надо нести его с полной ответственностью. Ты отвечаешь за это пред Богом, братией и людьми”.

✓ “Самочиния в общежитии не должно быть, даже самого малого и, по-видимому, благого”.

✓ “Позавчера, в день своего мирского Ангела – мученика Нестора, решил начать жизнь по распорядку. Исполнил 500 поклонов и весь день был занят попечением о душевной пользе”.

✓ “Мне кажется, Собор Старцев должен отличаться единодушием и послушанием игумену”.

✓ “Монастырь непременно будет терпеть убытки, как физические, так и духовные, при такой нехватке братии и с неравномерным распределением послушаний это естественно. Мои послушания: благочинный, регент, ризничный, лесник, экскурсовод, соборный старец”.

✓ “Много скорби от ропотников, которые к тому же ничего не делают. Как хорошо было бы без них, если бы нас осталось даже пять человек. Из повседневных искушений мы познаем самих себя, в каком состоянии мы находимся”.

✓ “Правильно преподобный Нил Афонский писал, что последние монахи займутся многопопечительностью вследствие оскудения веры и надежды на Промысел Божий”.

✓ “Начало молитвы – познание себя, своей немощи и сознание нужды в Спасителе. Чтобы собраться воедино, нужна главным образом молитва. Осознать свое бессилие во всем, свое безумие и только молиться, молиться, молиться, вплоть до непрестанной молитвы. Тогда только начнешь чувствовать себя человеком”.

✓ “Господь – жизнь наша. Стремление к Нему да будет главной заботой”.

✓ “Чувствуешь: мертв ты к молитве, но ты только начни, и Господь даст молитву молящемуся”.

✓ “Много есть средств к приобретению благодати, но не все угодны бывают по месту, времени и нашему духовному возрасту, но смирение с терпением и молитва умная всегда под рукой”.

✓ “Всякое исправление другого надо начинать с исправления себя. Так повелевает нам Сам Господь, говоря: “Лицемере, изми первое бервно из очесе твоего…” (Мф. 7:5). Один брат подворья жаловался на настоятеля, что, мол, у него нет любви. А вот если у самого брата спросить: любишь ли ты своего настоятеля и в чем свою любовь к нему выражаешь?.. Так вот, а ведь Господь заповедал нам любить даже своих врагов (Мф. 5:44). Как же можем мы после этого еще рассуждать о любви?”

✓ “Надо научиться истинствовать как на людях, так и наедине с собою, как внешне, так и внутренне, в мыслях”.

✓ “По возможности хорошо умом всегда предстоять на Страшном Суде”.

✓ “Келейное правило должно исполнять очень точно, как по количеству, так и по качеству (без рассеянности и лености), – это самый минимум, что ты должен исполнять. А подвиг любви к Богу есть непрестанное памятование о Нем, непрестанная молитва в течение дня. От небрежно исполненного правила только больше усиливаются уныние и нечувствие”.

✓ “Скорби нас смиряют, а смиренным Господь дает Свою благодать. Кто не хочет терпеть скорбей, никогда не получит и милостей Божиих. Скорби разумеются всевозможные, как телесные, так и внутренние – духовные. Духовные дарования без скорбей – это прямой путь к прелести. По мере дарований Господь посылает и скорби. А я думаю уйти от скорбей и заняться молитвой. Опасная мысль! Скорбями молитва очищается или восполняется, поэтому и говорит Псалмопевец: “Яко во смирении нашем помяну ны Господь…” (Пс. 135:23). Радоваться подобает скорбям, яко предшественникам милостей Господних”.

✓ “Главная наша забота должна быть о том, чтобы Господь жил в нашем сердце, тогда и все остальное будет делаться с Его помощью и как Ему угодно”.

✓ “Как хорошо иметь старца в своем монастыре (в лице игумена или духовника). Тогда в тебе никогда не будет раздвоения. Тогда для тебя монастырь, ты сам, игумен и Господь становятся нераздельными”.

✓ “Истинное послушание – не только в слове, но и в духе, чтобы исполнять не только то, что тебе сказано, как робот, но и то, что не сказано, но старец хотел бы, чтобы ты так поступил. Надо чувствовать дух сказанного”.

✓ “Если буду освобожден от должности начальствующего, буду вынужден терпеть другой крест – терпение уничижений, презрений и т. п., и все это по заслугам, за то, что отказался от креста своего по гордости, лености, малодушию, а если не вынесу и этого креста, тогда погибель”.

✓ “Думаю, что послушание – это корень монашества. Нет послушания, нет монашества”.

✓ “Сегодня хорошо помолился на службе Великого канона в четверг пятой седмицы. Поспал с утра часок и больше не отдыхал. Очень не хотелось творить по три метания на каждый запев канона (хотелось больше внимать словам, а не метаться). Но на службе стал делать поклоны равно с Иисусовой молитвой, слышал и канон. Прошел семь четок по 300”.

✓ “Сильно бороли всякие нечистые помыслы и уныние, но после 300 поклонов с помощью Божией человек становится вовсе другой”.

✓ “Чтобы быть внимательным ко всем окружающим, надо ночью за всех молиться поименно, по поклончику”.

✓ “Все от Бога! Господи, все у Тебя, дай, что мне полезно”.

✓ “Слава Богу за неудачи, за мое несовершенство во всем. Сознание сего сильно смиряет душу, собирает ум. Удачи же, напротив, его будоражат, возбуждают к большей активности, но не к молитве. Впрочем, если во время второго будем помнить о первом, а во время первого — о втором, сможем и то и другое переносить с душевной пользой”.

✓ “Лучше всего плакать о своем недостоинстве”.