НовостиПроповеди

Дух должен быть всегда в Боге

Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

Дорогие братья и сестры, сегодня по случаю престольного праздника обители, праздника этого храма, который посвящен преподобному и богоносному авве Сергию, было прочитано Евангелие о том, как Господь дает заповедь апостолам идти в мир и проповедовать Евангелие всей твари, и «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Из жизни преподобного Сергия мы видим другую сторону этой заповеди: не шел преподобный в мир для того, чтобы проповедовать Евангелие всей твари, а шла «вся тварь» к нему в пустынные леса, чтобы научиться у него жизни вечной здесь, на земле.

Господь очень часто в Евангелии подавал ученикам пример: после длительных поучений Он удалялся в пустынные места для молитвы, для того чтобы собраться духом. Это нужно было не столько Ему как Богу, сколько как Человеку, чтобы показать пример апостолам, что без уединения и молитвы ненадолго хватит человеческих сил даже при помощи благодати, потому что человек смертен, он устает, стареет, болеет, умирает, – это все естественно.

Мы видим, что во время гонений на Церковь, когда людей убивали за веру, когда они уходили в пустыни и скрывались в катакомбах, тогда вера была сильна. Когда же прекратились гонения и открылась христианская проповедь по всему миру, то христиане расслабились, их вера постепенно стала слабеть. Те, кто понял это, отказались от удобств, льгот, от благ, которые были в миру, и остались в пустынных местах, чтобы сохранить горячий дух молитвы, веры, служения Богу. Это и есть начало монашеской жизни. За эту жертву Господь подавал им сильную веру, дар молитвы, мира, дар любви к людям, дар прозорливости и другие великие дары. Когда люди ощущали в себе оскудение веры, немощь, дезориентацию в жизни, начинали падать духом, то они искали горящих светильников веры. Чтобы их найти, они шли по всему свету, по пустынным местам, только бы увидеть подвижника сильного духом, чтобы напитаться благодатью и не умереть духовно.

Прошло много веков, и на Руси появились свои подвижники: преподобный Антоний, преподобный Феодосий и другие. В северной стране Господь призвал преподобного Сергия, чтобы светить миру.

Как невозможно загореться влажному дереву, прежде чем высушат его, так и тому, кто хочет загореться пламенем любви к Богу и к людям, нужно сначала иссушить плоть свою воздержанием, молитвой, подвигом, нужно очистить ее от всяких пороков и страстей, научиться любить Бога и всякую тварь. Тогда Господь возжигает этот факел, чтобы светить миру.

Когда преподобный Сергий захотел идти в пустыню, то родители его не благословили, они сказали: «Ты сначала проводи нас в вечный путь, а потом пойдешь». Он послушался. Похоронив родителей в надлежащее время, он пошел в пустынные места, в лесные дебри, нашел возвышенность – Красную горку, где сейчас стоит всем известная Троице-Сергиева Лавра, и стал там подвизаться. Сначала он поставил крест, соорудил келью, потом построил деревянный храм. Он не думал: мало или много будет людей в храме, придут к нему люди или не придут, – ему это не нужно было. Преподобному нужно было уединение, чтобы всецело отдаться молитве к Богу. Он научился этой молитве, стал цельным, собрав все силы духа, души и тела в одно, и всего себя без остатка посвятил служению Господу, умом творя молитву, душой воспевая псалмы, телом работая.

Преподобный строил кельи для братии, помогал людям. Те, кто знал, что он плотничал, приглашали его помочь делать сени и все, что нужно было по хозяйству, тем самым он зарабатывал честным трудом свой хлеб. Когда Господь призрел на него, то дал великую благодать. Люди приходили к нему, искали в лесу место, где он жил. Многие из них, пообщавшись с преподобным, не хотели уходить – они были изумлены, окутаны благодатью. Она останавливала их на месте, где он подвизался. Так постепенно разрастался монастырь: приходил один человек – оставался, потом второй, третий, затем они, строили новую келью, и так возник Троице-Сергиев монастырь. Димитрий Донской приходил к преподобному за благословением на Куликовскую битву.

Сегодня, спустя более семи веков, мы вспоминаем подвиги преподобного Сергия, прославляем его и молим, чтобы он научил нас так же гореть пред Богом любовью, верой и добродетельной жизнью.

Вспоминается известный случай, произошедший в Псково-Печерском монастыре. Один из монахов монастыря, по имени Мелхиседек, умер. Братия увидели, что в нем не было ни дыхания, ни пульса – никакого свидетельства жизни. Пришел отец Иоанн (Крестьянкин) и сказал: «Нет, он не умер», помолился – и этот Мелхиседек встал и… заплакал. Братия собрались вокруг него и спрашивали: «Почему ты плачешь, брат? Что ты там увидел?» Он сказал: «Я увидел поляну и себя на этой поляне, передо мной был ров, и в нем были все изделия, которые я делал в монастыре: скамейки, табуретки, столы, аналои, – все они валялись в этом рву. Потом я обратил внимание, что сзади меня кто-то стоит, обернулся, увидел Матерь Божию и спросил: «Что это?» Она сказала: «Мы ожидали от тебя, брат, покаяния и молитвы, а ты все свои силы отдал только вот этим скамейкам и столам. Не этого мы от тебя ожидали!» Он вернулся обратно с плачем и всю оставшуюся жизнь очень много молился и кроме молитвы, ничего не хотел ни слышать, ни видеть. Кроме того, Господь послал этому монаху болезнь, его парализовало. Послушник кормил больного монаха, переносил и в храм, и в келью, а больной всецело пребывал в молитве и покаянии, даже не хотел ни с кем говорить ни о чем.

Этот блаженный человек увидел те вещи, которые он делал для обители, и это все не спасло его от осуждения. Что же увидим мы, если представится и нам такой ров. Разве мы увидим столы и скамейки? Мы увидим всю свою жизнь, грехи, все, что мы делали и продолжаем делать в монастыре. И какой плач поможет нам оплакивать наши дела?

Братья и сестры, в день прославления преподобного Сергия мы должны понимать, что его слава – это его смирение, покаяние, молитва, его деннонощное воздыхание перед Богом, что ценно в очах Божиих, а все остальное, необходимое, но не главное, – это все пустое. Поэтому, что бы ни делал инок, своими руками зарабатывая хлеб, ум его должен пребывать в молитве.

Недавно мы, выпускники семинарии, собирались, не виделись друг с другом 25 лет. Все пребывали в большой радости, служили вместе, много беседовали, не могли насладиться общением – каждый рассказывал о себе: кто он, где и как прожил эти 25 лет. В рамках этой встречи состоялась встреча с преподавателями. И вот зашел разговор о том, что некоторые люди, даже священники на Украине отпали от веры, ушли в раскол, соблазнились тем, что Святейший встретился с папой. Тогда один из преподавателей сказал: «Да это не оттого, что Святейший встретился с папой, это не оттого, что им показалось это соблазном, а оттого, что они не молились. Если бы они постоянно всегда правильно и внимательно молились, никто бы не отпал от истинной веры. Отпали они только потому, что не молились!»

Братья и сестры, сегодня много соблазнов, и нет среди нас святых, может быть, будут со временем, но мы все грешники. Что мы делаем? Мы приходим в храм для того, чтобы очиститься, для того, чтобы приблизиться к Богу. Это появление в храме перед лицом Божиим приводит к очищению грехов, к тому, чтобы мы не отпадали от веры, чтобы не заблудились на жизненном пути, чтобы шли ко спасению. И что бы ни случилось в жизни, как бы мы ни падали, какие бы искушения ни происходили с нами, как бы мы ни терялись и ни уклонялись от истинного пути к Богу, если наша душа будет тянуться к молитве, если мы будем искать Бога по-настоящему, не формально, то Господь, несмотря на все соблазны, падения и немощи наши, будет освящать нас. И мы по милости Божией достигнем тихой гавани и берега, где откроется радость вечная в Царствии Небесном.

Жизнь сейчас очень сложна, настолько много соблазна, вседозволенности, что мы просто не можем этого не заметить. Это все нас расслабляет: тело требует свое, душа – свое, а дух должен быть всегда в Боге. Поэтому, что бы ни случилось в жизни и как бы мы ни жили, какие бы у нас ни были искушения, никогда не будем оставлять молитву, потому что в молитве есть Бог, глаголы вечной жизни и великая благодать. Если мы будем всегда пребывать в молитве, читать Священное Писание, то Господь помилует и спасет нас.

Преподобный Сергий примирял враждующих между собой князей, помогал им побеждать врагов. Его молитвами многие получали пользу. И сейчас преподобный помогает в учении, является покровителем руководителей, учащих и учащихся и всех, кто прибегает к нему с молитвой: «Радуйся, Сергие, скорый помошниче и преславный чудотворче!»

Благодаря покровительству не только святителя Николая, но и преподобного Сергия существует обитель, в которой мы сегодня с вами стоим. Здесь, на святом месте, построен этот деревянный храм, который, может быть, похож на храм, построенный самим преподобным. Самое главное, чтобы мы в этой жизни учились предстоять пред Богом и всегда пребывать в молитве. Если в человеке есть молитва, значит, он избавится от многих бед, искушений, падений и получит великую благодать и пользу в этой жизни, а в жизни вечной – спасение. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 8 октября 2019 г.

Поделитесь с друзьями: