Проповеди

Иеромонах Михаил (Чепель). О пристрастии.

otec-mikhail-chepel “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. (Мф.6:19-20)

                            “Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот   осуждается” (свт. Василий Великий)  

Как это не покажется парадоксальным, вопрос о привязанностям к земному касается очень узкого круга людей, а именно – тех, кто желает спасения в Боге. Гигантское количество людей на земном шаре эта проблема по разным причинам не касается. Для этого есть объяснение.

Все кто не принял Спасителя, не живёт по его заповедям, Царство Небесное не наследует. Отпадают и те, кто исповедует иные религии, язычники, в т.ч. и славянских культов (в этом плане есть заблуждения в России), члены сект, атеисты, условно верующие и многие другие. Часть христиан тоже отпадают, т.к. по пути христианской жизни далее Крещения они не пошли – не последовали за Иисусом Христом. Они как раз и представляют ту категорию, которая не в силах отказаться от земных пристрастий. Если такой расклад перенести на всю планету, то становится очень понятно, почему Спаситель всегда говорил о “малом стаде”. Хотя Сам Бог Отец и не хочет смерти ни единого грешника, однако право свободного выбора человека Он никогда не нарушит.

 В основе привязанности к земным пристрастиям лежит забвение Бога, отторжение Христа и Его заповедей, отторжение “сораспятия” с Ним на Кресте во имя Царства Небесного. Определяющим моментом этой трагедии является поклонение материальному, возведение его культ всей жизни: иметь только здесь и сейчас! Другая проблема – непонимание сути греха, его обезличивание, доведение до естественной нормы жизни современного человека. Брендом стала фраза: “Бери от жизни всё, ведь ты этого достоин!” (????) “Всё” – это наполненная грехом материальная составляющая мира; бери и наслаждайся! Жизнь с этим лозунгом – это жизнь во грехе, о существовании которого многие люди теперь уже и не догадываются. Особую роль в этом сыграла политика мировой секуляризации – отделение светской жизни, государства, политики, культуры от Церкви и любой религиозной идеологии, распространение в обществе приверженности светской культуре, её основным нормам, светскому образу жизни. Авторитет Церкви при этом утрачивается, она выпадает из сферы публичности. Культура становится культом, а не источником нравственного воспитания. При таком подходе наша жизнь реально превращается в существование во имя и славу греха, который становится источником всех видов наслаждений, особенно – телесных. Это страшно для молодого поколения, подростков, чей ум ещё недостаточно сформирован для осмысления пропагандируемых мирских “ценностей”. Сейчас очень активно навязывается этот штамп – “европейские ценности”. Однако к Церкви они не имеет никакого отношения.

Привязанность к земному – лишь разновидность великого множества грехов, которыми так изобилует современный, цивилизованный, “научно-продвинутый” мир. (Прошу прощения за эту иронию). Процесс секуляризации привёл к появлению так называемого “современного человека”, о котором говорят как о неспособном поверить в то, что говорит Новый Завет. Евангелие становится недоступным для понимания светски “образованному” человеку. Мир проникся, напитался духом диавола, который есть деньги. Общество окутано общемировой сетью греха, состоящей из грехов связанных с пристрастием к земному (плотские страсти, сребролюбие, чревоугодие и т.д.), болезнями духа (гордыня, тщеславие, любоначалие и т.д.). Разорвать эту сеть практически невозможно, ибо каждая ячейка жаждет иметь своего пленника. Сам человек абсолютно бессилен, никакое социальное положение в этом мире неспособно ему помочь. Это нужно понять. У нас – у людей, высшего творения Божия – нет абсолютно никаких шансов на спасение собственными силами. Понять это надо чем скорее, тем лучше. Факт существования смерти никто не отменял. Не зря всю историю христианской Церкви все святые, проповедники, старцы, учителя и отцы Церкви напоминают нам о необходимости иметь память смертную. Без Бога и вне Церкви, вне реальной церковной жизни, человек находится в “престижной” по земным меркам погибели. Веровать во Христа – значит умереть и иметь жизнь, “сокрытую со Христом в Боге” (Кол.3:3). Но кому при жизни хочется оставлять мир, наполненный земными “радостями”?

В нынешнем состоянии человечества, т.е. вне Христовой Церкви, у людей отсутствует чувство греховности. Отсутствует ощущение рабской зависимости от земных пристрастий. Даже реальная физическая ломка от наркотика часто никак не связывается с греховным состоянием. А ведь это три недели страшных мучений организма, если человек не достанет себе очередную дозу! Диавольская привязанность к мирскому – на самом деле тщательно скрываемая тайна, обеспечиваемая переносом людского внимания на иные проблемы. Для детей это обеспечивается посредством компьютерных игр, которыми якобы увлечён весь мир.

Человек согласно своим средствам купается в материальном изобилии и даже не подозревает, что ячейки греховной общемировой сети непрерывно сжимаются, и скоро наступит полное удушение смертными грехами. При отказе от Христа, возможно, некоторым дастся краткое послабление. Откуда возникает почва для такого противостояния Богу? Вроде бы жизнь начинается правильно: люди крестятся, т.е. “умирают и воскресают” со Христом для новой жизни во Христе. А далее? А далее – стоп. Во многом виноваты родители, система образования, государство, поддерживающее идеи секуляризации. В этом есть и вина аппарата Церкви, увлекающегося социальными проектами в миру и тем самым сокращая миссионерскую деятельность, заключающуюся в исповедании Христа и Евангелия.

Вопрос: “Где богатство ваше?..” сегодня фактически решается ответом ослеплённого грехом сознания: “На земле!” К великой печали, для мира малоизвестны слова Спасителя: “… там и сердце ваше”. С ними современному человеку недосуг соглашаться. Ему не до Бога, размышления в Евангельском духе не нравятся его душе, как ребёнку, у которого отбирают любимую игрушку. Он раб земного, а, следовательно, и диавола.

Есть ещё одна беда в проблеме земных привязанностей. Богатств, денег, удовольствий никогда не бывает достаточно. Это тоже своеобразная наркозависимость. Остановиться практически невозможно. Сам человек порой не может объяснить, зачем ему столько. Он попадает в поток множества пристрастий, превращая свою жизнь в бессмысленность – с собой в гроб ведь ничего не возьмёшь. (Бессмысленность, как известно, личностное свойство сатаны). Так и пропадает человек в “потоке вод многих” (во множестве искушений). Он радуется, гордится своим тленным богатством. Позиционирует себя не как личность, а как обладателя дорогих часов, автомобилей, яхт, вилл, ювелирных украшений, элитных мест отдыха. Он развращает менее “успешную” молодёжь призрачным успехом в жизни, печатаясь в гламурных журналах. О том, что всё это бренно и тленно, он молчит или, скорее, просто не задумывается, ведь он и ему подобные – элита! Баловни судьбы (читай – диавола)!!! Культ земных привязанностей – это обезличивание человека, ибо теперь о нём судят лишь по его материальной составляющей.

Грустно смотреть на молодых людей, живущих в таком современном мире – в мире, наполненном идиотизмом. Приведу типичный пример из жизни молодёжи. Например, как оценивают девушку в молодёжной тусовке? Естественно, по одёжке: в каких лабутенах (вид обуви) она пришла на вечеринку в ночной клуб. Её личность никому не интересна! Впрочем, как и ей самой. Появление на людях в такой обуви предопределяет и нормы поведения – это целое “счастье на каблуках”. Если же нет лабутенов, а очень хочется, то приобрести их можно, немного пожертвовав нравственностью для спонсора. Скажите, жестоко написал? Но ведь это правда! Подобную земную зависимость от материального в душе подростка можно не вырвать до конца жизни.

Привязанность к земным пристрастиям требует многозаботливости, суетности (тоже символ современного мира), а значит – манифестированной удалённости от “надлежащего совершенства души” (Свт. Иоанн Златоуст). Какие же последствия от этого? Разрушается личность, явление Божией благодати в человеке становится невозможно, резко обозначается раздвоенность души, сдвиг в сторону материи. Вся жизнь делается безблагодатной, так как человек по собственной воле отошёл от даров Святого Духа. Отсюда, кстати, и современные нападки на Христа и Евангелие, на будто бы навязываемую Им “несправедливость”. А ведь неплохо было бы прислушаться к царю Давиду, который называет себя в 9 псалме убогим, ибо точно знал, что всё человеческое ничтожно.

Забвение Бога – корень греха. За привязанность к земному мы получаем лишь чёрную благодать от сатаны. Но что он может дать ненавидимому им человеку? Лишь блестящую яркую упаковочку духовной пустоты. Как же нам, православным христианам, относится к таким несчастным людям? Ведь они уже при жизни избрали вечную смерть, Свет предпочли тьме! В основе нашего к ним отношения должна лежать Любовь, милосердие к заблудшим душам. Не надо их осуждать – надо молиться о них, особенно если такие люди есть среди нас, и мы знаем их. Это очень доброе дело, это копеечка в наш духовный банк и, возможно, Господь с радостью призреет на наши молитвы, умилосердится, определяя судьбу каждого человека на Страшном Своём Суде.

Укрепи всех нас, Господи, на узком пути спасения

Иеромонах Михаил (Чепель)