Новости

Иноческий постриг на Сольбе

8 марта 2022 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста, наш монастырь посетил правящий архиерей, епископ Переславский и Угличский Феоктист. Владыка совершил великое повечерие с чтением Покаянного канона преподобного Андрея Критского и иноческий постриг послушницы Марии с наречением имени в честь страстотерпицы великой княжны Марии Николаевны Романовой.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к молящимся:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сестры!

В своём Великом покаянном каноне преподобный Андрей Критский очень часто обращается к теме грехопадения Адама. Конечно, он не единственный из тех, кто пристально всматривается в эту библейскую историю и пытается осмыслить её применительно к самому себе, можно сказать, что трагедия, случившаяся в Эдеме, — основа размышления о человечестве для всех христианских авторов. Они по-разному смотрели на то, что там произошло, по-разному они понимали и суть адамова греха.

У преподобного Максима Исповедника также есть объяснение причины, по которой случилось грехопадение первых людей — первый человек «захворал неведением собственной Причины… и обменял соответствующий естеству разум на то, что вопреки естеству».

То, что происходило и происходит далее — лишь следствие этой, как написал преподобный Максим, хвори. С течением времени, со сменой поколений болезнь лишь усугублялась, она проникала всё глубже и глубже, она от и до поразила каждого человека, а результатом этого процесса стало то, что все мы в той или иной степени не знаем собственную Причину, то есть не знаем Бога. Вся наша жизнь вследствие этого неведения приобрела искажённый характер, она противоестественна. Мы стремимся не к тому, что является для нас благом, мы совершаем поступки, которые не могут быть благословлены Богом, мы стали неспособны сделать и малое доброе дело без того, чтобы к этому делу не примешалось злое начало. А если нам кажется, что это не так, что на добро мы способны, то следует обратиться к словам апостола Павла, который совершенно замечательно от лица всего человечества выразил то, что с нами происходит: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:18-20).

Соответственно, всё наше аскетическое делание — посты, молитвы, милостыня, жизнь в послушании — должно проходить в предельно чётком осознании конечной цели. Мы должны очень хорошо понимать и всегда помнить, что вся наша христианская жизнь нужна не для чего иного, как для того, чтобы исправить грех Адама, то есть для того, чтобы познать нашу Первопричину — Бога.

Но человеку свойственно отвлекаться и увлекаться. Существует масса вполне благочестивых отвлечений. К примеру, пост. Очень легко из вспомогательного средства он может превратиться в конечную цель, в то, чем мы бравируем, и за что осуждаем в том случае, если кто-то, как нам кажется, постится не так строго, как следовало бы. Таким отвлечением может быть и молитва. Если молящийся способен фиксировать молитву того, кто находится рядом, значит, у него самого что-то не то с молитвой, значит, во время молитвы он не возводит свой ум к Богу, а остаётся в плену земных вещей и впечатлений. Примеров такого рода может быть бесконечное множество. Мы буквально растворены в них. А вызвано это растворение тем, что мы забываем конечную цель: познание нашей Первопричины.

Дорогая сестра Мария! Ты только что приняла иноческий постриг. Зачастую сама принадлежность к чину монашествующих способствует тому, что монашествующий впадает в некоторый восторг от самого себя и от своего церковного статуса. И, соответственно, забывает ради чего нужно монашество. Тогда как монашество — это всего лишь один из путей познания Бога. Невозможно его пройти до конца и достигнуть цели, если полагать, что само монашество — это и есть цель, если отвлекаться на своё монашество так, как мы отвлекаемся на множество других вещей.

Молюсь, чтобы Господь Всемилостивый тебя сохранил, чтобы ты всегда стремилась лишь к одному — к познанию Бога в Троице славимого. И очень надеюсь, что никто из нас — из тех, кто сегодня молился вместе с тобой, и из тех, кто принимал решение о твоём иноческом постриге не пожалел ни в этом веке, ни в веке грядущем о том, что ты сегодня была причислены к лику иночествующих.