Монашеское деланиеПроповеди

Как вырастить послушание, а не капусту?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь празднует воскресный день. И в этот день мы услышали за Божественной Литургией отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 19:16-26), где рассказывается о том, как некоторый юноша подошёл ко Христу и задал Ему вопрос: «Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

Поскольку он обратился ко Христу всего лишь как к учителю, то Христос сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Но вместе с этим Он ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Тогда юноша спрашивает: «Какие?» И Господь ему начинает перечислять заповеди: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И тогда юноша говорит: «Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне?». Тогда Христос полюбил его, потому что он говорил правду, и сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Казалось бы, этот юноша получил право быть ближайшим учеником Христовым, иметь постоянное общение с Ним и когда-нибудь иметь это общение в Вечности. Но какова его реакция? Он так сильно опечалился, что для всех это было видно по его лицу. «Юноша отошел с печалью», – говорится в Евангелии. Тогда Господь сказал ученикам своим: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Ученики же в удивлении спросили: «Так кто же может спастись?» Потому что все мы не имеем такое совершенство. Как тогда к этому отнестись? Христос, увидев их недоумение, ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

Вот такой отрывок мы сегодня услышали. И слова юноши, и ответ Христа, и недоумение апостолов, и опять уяснение, – это было актуально не только в той ситуации, 2000 лет назад, но и сегодня для нас. Потому что Евангелие – это глаголы Вечной Жизни, они никогда не стареют, слова Евангелия всегда актуальны до скончания века, и они относятся ко всем нам и к тем людям, которые будут жить после нас.

Апостол сегодня был прочитан на эту же тему, в нем говорится о плодах Духа Святого. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). То есть люди, которые стяжали эти плоды Духа Святого, не нуждаются в каком-то ограничении законом, потому что они выше закона.

Если тема сегодняшних евангельских чтений со всех сторон говорит нам о заповедях и о плодах духовных, которые человек получает через исполнение этих заповедей, значит, эта тема актуальна и нужно нам её хотя бы немножко раскрыть.

Что же есть исполнение заповедей? Исполнение заповедей – это другими словами послушание Богу. Мы знаем, что когда созданный человек был поселен в рай, он жил там в послушании Богу. Он приходил на определенное место, где встречался со своим Творцом. И блаженство в раю состояло не только в наслаждении красотой рая, не только в его великом покое, не только в радости, но самое главное блаженство было в состоянии послушания человека своему Творцу и общения со своим Творцом. Вот это ощущение, что человек – образ Божий и высшее творение Божие, и есть сыновство Богу.

Когда же человек нарушил послушание, то уже то райское место не могло дать ему радости. Потому что через непослушание он предал своего Творца. Он послушался врага Божия, и не только не смог покаяться, но еще начал обвинять Бога. И тогда он был лишён райского места и отправлен на землю.

Но вы думаете, что земля была не такая красивая, или там не было созданий и творений Божиих: гор, лесов, рек и озер? Нет, на земле была такая же красота, потому что Господь сотворил Небо и Землю, и всё, что Он сотворил, было «добро зело», то есть всё было Богом сотворено превосходно. На Земле тоже было красиво. Но на Земле у человека не было того состояния послушания своему Творцу и общения с Творцом. Это была великая беда и скорбь для человека.

В последнее воскресенье перед Великим постом вспоминается изгнание Адама из рая. Тогда Адам сидел напротив райских врат и плакал о том, что потерял состояние послушания своему Творцу. И до сих пор человек, который живет внимательно, не может не печалиться о том, что находит себя неготовым быть послушным Богу.

Человеку, который живет невнимательно, кажется, что он святой, потому что он никого не убил физически, ни у кого не украл, и ещё что-то не сделал плохое. Это потому, что он живёт невнимательно и не видит, что не способен быть послушным Богу. Он, как тот юноша из Евангелия, как бы говорит: «Вроде бы я соблюдаю все внешние законы, гражданские, государственные, поэтому я праведный». Но как только Господь ставит его в ситуацию испытания, то человек видит, что не готов понять своего ближнего, снизойти к его немощам и не может, конечно, идти за Христом, как апостолы, которые всё оставили и пошли.

На самом деле, чтобы был рай, блаженное состояние, нужно послушание. И необходимо оно не только в монастыре, но и в семье, на работе, в обществе – везде. Нельзя абсолютно доверять себе, нужен совет, надо делать всё с согласия начальства, старших. Это залог мира, спокойствия, единомыслия.

Желающие стать монахами чувствуют особое призвание. Как когда-то Господь позвал юношу: оставь всё и следуй за Мной. Обычно в начале, когда послушник только поступает в монастырь, он ощущает себя как на крыльях от радости, что его приняли, что он уже стал насельником. А потом начинает открываться его личное состояние через различные послушания. Направляют его на какие-то работы, дают какие-то задания и тут обнаруживается готовность или неготовность человека быть полезным на деле. И вот тогда чаще всего оказывается, что человек не способен к послушанию.

В связи с этим вспоминается притча, которую все вы, вероятно, знаете. Она очень простая и очень доступная для понимания, я её повторю.

Старец позвал молодого послушника и сказал: «Я тебе даю такое послушание: пойди и посади капусту. Только ты не сажай её, как все, сажай ее по-особенному, чтобы она была посажена корнями вверх». На это послушник ответил: «Благослови, отче». Со смиренным видом взял капусту и пошёл. Когда он удалился от своего старца, то подумал: «Видно, старец сегодня заболел, пропадёт капуста, надо посадить её, как положено». И посадил, как он думал. Через какое-то время старец спрашивает: «Ну что, как капуста? Растёт?» – «Растёт, отче. А знаешь, почему она растёт? Потому что я её посадил правильно, не так, как ты сказал. Поэтому она и растёт». Тогда старец говорит: «Да, если бы ты послушал меня, то росло бы твоё послушание, а так растёт капуста».

Так вот, братья и сестры, очень часто у нас растёт капуста. И мы просто не способны услышать, что хочет от нас Господь. Он хочет, чтобы наша воля была подчинена воле Божией. В монастыре особенно даются эти уроки испытания, уроки навыка, чтобы именно через послушание воле старших человек растоптал свою волю и не рассуждал о том, что он умнее игумена или старшего, а делал, как ему говорят. И если человек будет так делать, то он постепенно станет настоящим монахом, может быть, даже старцем станет. А если человек не поймёт этого, ради чего он пришёл в монастырь, что он пришёл научиться жизни духовной, а не кушать капусту только, то он так и 20, и 30, и 50 лет будет жить в монастыре, выращивая свою капусту. И когда наступит старость, придут молодые послушницы или послушники, он не сможет их научить этой добродетели – послушанию – и не сможет ничего духовного им дать. Он только сможет сказать: «Береги капусту».

Поэтому, братья и сестры, Господь в Евангелии говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его» (Ин. 14:21) и «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Поэтому в монастырях, и в семьях, и везде воля Божия – это послушание старшим, послушание родителям, послушание старым, более опытным людям. За послушание приходит смирение и опытность в жизни. И человек, навыкший к послушанию, блаженствует. И не важно, будет он в раю, или на земле, или в том или в ином монастыре, будет там много сестер или братьев, или мало, будет там благоустроено или не будет, – для него это совершенно неважно. Потому что через послушание и смирение он будет носить в себе Христа и купаться в благодати. Тогда, подобно преподобному Серафиму Саровскому, он скажет: «Здесь у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим, и рай, потому что здесь Христос». Вот смысл человеческой жизни на земле – научиться слышать, чего от нас хочет Бог.

Для этого даны заповеди. Однако мы, хотя и знаем десять ветхозаветных заповедей, данных Моисею, знаем заповеди блаженства, и много других заповедей из Евангелия, всё же часто обнаруживаем, что неспособны их исполнять. Это потому, что корень неисполнения заповедей – гордыня, послушание самому себе, эгоцентризм – то, что мы ставим себя в центре и считаем, что все нам должны служить. А когда человек хочет угождать Богу, он ставит Бога в центре своей жизни и всё к Нему направляет. Это и есть правильное отношение и правильное поведение в жизни.

Из-за эгоизма у нас сегодня не только личное послушание страдает, но отсутствуют духоносные отцы и матери. Одного старца спросили, почему сейчас нет духоносных старцев как раньше, почему их так мало? На что тот ответил: «Потому что нет таких послушников, которые хотят научиться этому духовному деланию». Сегодня мы видим, что исполняются слова апостола, который говорит, что «в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны» (2Тим 3:1-2). И вот по причине умножения беззакония во многих иссякает любовь и человек становится неспособным творить дела Божии. Хорошо, если он еще помнит и что-то говорит о Боге. А уже прожить, как Бог хочет, человеку тяжело. Хотя апостол утверждает, что «заповеди Его тяжки не суть» (1Ин. 5:3), потому что любящий Бога легко исполняет Его волю.

Сегодня часто мы видим грех общественного непослушания, когда люди настолько самоутверждаются, что сразу начинают учить. Они приходят в Церковь не для того, чтобы спасаться, а для того, чтобы спасать Церковь. Они не понимают, что Церковь святая не потому, что люди в ней святые, а потому, что люди хоть и грешные, но Дух Святой очищает эти грехи. Поэтому люди внимательные, настоящие христиане, стремятся чаще быть в церкви на Литургии, ведь через Таинства даётся благодать, которая очищает, освящает, преображает и спасает человека, делает его достойным и способным принять дары Духа Святого и Царство Небесное.

Если человек теряет послушание Богу, забывает заповеди, не имеет настоящего руководителя или имеет его просто так, для красного словца, чтобы похвалиться перед другими, что у него духовник отец Кирилл, или отец Наум, или отец Власий, или еще какой-то известный старец, а сам его не слушает, то он оказывается в несчастном состоянии: он больше и больше чувствует в себе тягу к учительству. Иногда настолько увлекается, что не может остановиться и уже агрессивно пытается всех толкать в Царство Небесное. Такие люди в Церкви всё видят не так, как есть на самом деле. Они считают, что Патриарх, архиереи и священники всё делают неправильно и все нуждаются в его наставлении.

Запомните, братья и сёстры: мы приходим в Церковь, чтобы Церковь нас спасала. Не нужно пытаться спасать Церковь. В ней Дух Святой – Бог Вездесущий и Всемогущий, всё видящий, всё знающий. Он в своё время исправит Свою Церковь так, как Ему будет угодно. Лишь бы мы всегда были Ему послушны и обретали дары Духа Святого – веру, любовь, кротость, воздержание, долготерпение. Об этом апостол говорит: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Не носите грехи друг друга, а носите тяготы друг друга, понимая, что любые грехи, любые недостатки нашего ближнего – это в тягость для него самого, и нужно помочь ему освободиться от этого, но не через осуждение, а через снисхождение.

Во все времена бывало, что люди отпадали от Церкви, оставляли сан, уходили из монашества – это всегда было, но святые отцы, часто наученные горьким опытом, говорили: «Сегодня он поскользнулся и упал, а завтра могу я быть на его месте». И апостол говорит: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:15), потому что враг рода человеческого, ходит, как лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. Если мы будем носить тяготы друг друга, то Господь, видя нашу любовь, даст и нам снисхождение и покроет наши недостатки и немощи. А если мы будем жестокими судьями своих ближних, то обязательно падём ещё ниже и разобьёмся о камень соблазна.

Наше время преисполнено соблазна. Будем думать, как бы самим не упасть, будем крепко осенять себя знамением крестным и просить помощи Божией, чтобы и мы сами, и наши ближние исправились через благодать, какими судьбами Господь захочет, и стали бы способными жить в радости Божией. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 30.08.2020 г.