Научно-исторический отдел

Компетентностный подход в системе профессионального образования в современных социально экономических условиях

C проблемой адаптации и подготовки специалиста в системе профессионального образования, в процессе социально-экономических преобразований в России, связанных с переходом к рыночной экономике, тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из современных тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций – переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки и адаптации. И, конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержании образования, в изучении моделируемой деятельности, так и в управлении процессом адаптации студентов.

В современных условиях стремительного научно-технического прогресса возникает острая необходимость создания механизмов преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество. Сегодня приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации. Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития. Можно сказать, что компетентностный подход является реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия.

До настоящего времени в системе профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать…», «должен уметь…»). Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность реализации этой суммы в практической деятельности. Для потребителя в условиях рыночной экономики, будь это промышленность или система образования, важно то, как будет работать молодой специалист, а не то, что он знает. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях, а в условиях рынка стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу. Поэтому собственно знания и умения не могут выступать в качестве результата обучения и, следовательно, быть целью обучения. И знания, и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом обучения, а конечным результатом становится сама профессиональная деятельность.

На сегодняшний день поиски путей определения целей и содержания образования, а также управление процессом адаптации студентов ведутся в направления развития идеи формирования ключевых компетенций. В современных социально-экономических условиях это направление интенсивно обсуждается и разрабатывается.

Сегодня в российской системе образования сложились теоретические основы компетентностного подхода. Компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. В. Ландшеер в своей статье «Концепция «минимальной компетентности» приводит слова Спейди, который пишет: «Знания, умения и понятия – важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей». Ли Якокка, крупнейший менеджер подчеркивает, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обуславливается знаниями своей профессии, а на 85 % – умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи и т.п. В рамках компетентностного подхода, в частности, предлагается ключевые компетенции сделать частью образовательного стандарта, заменив ими требования к уровню подготовки выпускников.

То есть компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач. Можно сказать, что характеристика человека как компетентного – это своего рода социальное признание.

В Европе и США образовательные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей.

В этом русле и развивается концепция ключевых компетенций. Ключевые компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.  Главное отличие этого типа целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей состоит в том, что компетентностная модель подготовки специалиста освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности.

Итак, в современных социально-экономических условиях необходим компетентностный подход при подготовке специалиста в системе профессионального образования. Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное при решении проблемы подготовки специалиста – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности, такие как общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.

Кочедыкова Марина Николаевна, член Союза дизайнеров России, специалист по авторской методике макетирования сложных форм швейных изделий, автор цикла статей «Эксклюзивный крой» в журналах «Ателье» и «Roundcau», заведующая специальностью «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» ЧПОУ колледж «Добрая школа на Сольбе”, педагог дополнительного образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»