Проповеди

“Кто хочет быть первым, будь всем слугою”

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем! В сегодняшнем Евангелии рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос собрал двенадцать своих учеников и начал им открывать тайные смыслы, ради чего пришел Он на землю, смысл Его жизни на земле, Его проповеди, говоря: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк. 10:33-34). Но эти слова, которые, казалось бы, должны были восприниматься как оружие, как острое копье в сердце каждого ученика, не понимались ими до конца. Иаков и Иоанн начали просить Его оказаться одному по правую, другому по левую сторону, когда Он будет во славе Своей. (Мк. 10:32-45).

Господь начал им объяснять: «Вы не того просите, это не самое главное. Вы просите о результате выбора, но должны просить, чтобы он был правильным». И говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Они сказали: «Можем». Тогда Господь, ответил: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:38-40). Почему Он так сказал? Потому что знал, что после предания Его Пилату они все разбегутся, будут спасать себя, не будут стоять справа и слева у Креста. А справа и слева у Креста будет стоять Матерь Его и один из этих учеников, Иоанн Богослов. Но Господь сказал им, что не может исполнить их желание, потому что человек достигает состояния Царствия Небесного, утешения, света, радости в зависимости от того, насколько он сам на это способен и этого достоин.

Другие ученики услышали их просьбу и, также не понимая до конца, стали обижаться, почему они хотят быть лучше других и стоять ближе, чем другие, во Славе Божией. Господь сказал им, что это все мирское, в миру владыками, князьями, царями бывают по рангам – кто старше, кто младше. А в Царствии Небесном не так, там другая иерархия – духовного уровня, и она не зависит от внешнего положения человека.

Мы знаем, например, что в жизни преподобный Серафим был всего лишь иеромонахом. А когда было перенесение его святых мощей, его гроб с честью несли только архиереи. То есть по духовной иерархии человек может приближаться к Богу и быть выше, независимо от внешнего своего положения.

Об этом Господь говорит ученикам Своим: «Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 43-44). Это большой урок нам, братья и сестры, особенно когда мы проходим поприще Великого поста. Добродетель с гордостью не может благоухать. Даже грехи с покаянием пред Богом более приятны, чем добродетель с гордостью. Хотя нельзя сказать, что нужно грешить и каяться, но мы должны понимать, что Богу приятно наше смирение, наше самоукорение и наше понимание того, что у Бога все есть, нашего Ему ничего не надо. Это нам нужно стяжать покаяние – единственное, что мы можем принести Богу.

В евангельском отрывке рассказывается, как Христос пришел в дом Симона, который принял Его, казалось бы, с радостью. И когда Господь начал излагать Свое учение о Царствии Небесном, вошла женщина, о которой было известно всем, что она грешница, имеет страсть плотского греха. Вошла она не просто так, а с алавастровым сосудом драгоценного мира, которое по тем временам стоило очень дорого – триста динариев. Динарий – это плата за день. Значит, триста дней, почти год, надо было работать, чтобы заработать на него. Она не пожалела денег, пошла и купила самое драгоценное нардовое миро, вошла в дом, начала мазать миром ноги Спасителя и утирать своими волосами с чувством покаяния, сознавая, что она имеет большие грехи и не может от них отстать, потому что эта страсть полностью овладела ее душой. Она понимала, что только Господь может исцелить ее душу от этой привязанности ко греху, может освободить ее, потому что страсть и есть страдание. И, может быть, эта страсть и доставляет удовольствие человеку и этим притягивает к себе, но, в конце концов, человек страдает больше, чем получает удовольствие. Ему надоедает страдать какими-то грехами, однако он не может от них отвязаться.

Она пришла ко Спасителю, начала омывать Его ноги слезами и мазать миром. Этот поступок женщины, по преданию, Марии Магдалины, всех смутил. Почему-то апостолы, которые были при Спасителе и должны были бы понимать дух Его, Его взгляды, не поняли происходящего. У них был свой взгляд на вещи, они еще не переняли дух Христов. Вместо того, чтобы радоваться, что женщина обращается к покаянию, они смутились, начали осуждать Христа, негодовать, почему, если Он Пророк и если Он знает, что она за женщина, то допускает ее к Себе. Это смутило их до глубины души, так что они пошатнулись, засомневались.

Это как раз был самый первый, самый ужасный поворот в жизни Иуды. Если остальные ученики перебороли этот внутренний ропот, когда Господь упрекнул их, остановились, покаялись, то Иуда не смог покаяться. Именно после этого случая он пошел к первосвященникам и сказал: «Что мне дадите, если я Его предам без народа, чтобы никто не препятствовал вам Его взять?» (см. Мф.26:15). Именно тогда произошло это предательство, потому что Иуда внутри стал не согласен со своим Учителем.

братья и сестры, когда мы теряем доверие, когда мы в отношении распоряжений начальствующих считаем по-своему, когда нам кажется, что мы умнее и лучше что-то знаем, тогда бывает предательство и между нами.

Господь, обращаясь к Симону, говорит: «Ты смущаешься, но Я зашел к тебе в дом, а ты не дал мне даже воды омыть ноги» (см. Лк.7:44). По общепринятой на востоке традиции гостеприимства путникам, которые шли по горячему песку, давали прохладной воды, омывали ноги, чтобы они отдохнули. И гостя приветствовали – «давали целование». Симон ничего этого не сделал Христу, даже как обычному гостю, не то что как особому, Учителю. А грешница своими слезами омывает ноги Спасителю, мажет миром, как большому гостю, и отирает своими волосами. «Ты мне не послужил, а эта бедная женщина пришла сюда, покаялась, послужила, насколько смогла послужить. Прощаются грехи ее многие за то, что много возлюбила. А кому мало прощается, тот меньше любит» (см. Лк.7:44-50).

Какая связь между этим недоверием к Учителю и тем, как апостолы хотели быть возле Христа во славе Его? Эти два эпизода говорят о том, что они еще не имели великой благодати, не имели еще опыта духовного и не понимали, что когда человек осуждает, презирает, негодует, хочет славы, хочет, чтобы ему служили, то он является младенцем в духовной жизни, потому что не знает, что ему нужно. А когда человек смиряется, кается, укоряет себя, а других оправдывает, это говорит о том, что он духовно возрастает и понимает суть человеческой жизни на земле.

В житии преподобной Марии Египетской есть особый момент. Когда ей встретился в пустыне авва Зосима, который всю жизнь прожил в монастыре, считался святым человеком, имел пресвитерский сан, он пал ниц перед ней и просил ее благословения. И она, зная, что он пресвитер, зная, что он святой жизни человек, тоже стала просить у него благословения. Они оба были духовно просвещенными людьми, благодатными, но не считали себя один лучше другого.

А у нас в жизни бывает наоборот: нам кажется, что мы лучше знаем, лучше умеем, лучше понимаем, чем старшие, чем наши родители, наши начальники. И обязательно после этого попадаем в какое-то искушение. Закон духовной жизни заключается в том, чтобы смирить себя и в итоге быть великим пред Богом. А кто хочет быть великим пред людьми, тот остается малым и незначительным.

Мы должны понимать, что никто не свободен от грехов, особенно от греха плотского, от блуда, нет на земле человека, который не согрешал бы этим грехом. Если не в деле, то в мыслях, если не одним, то другим, если не в детстве, то в юности, если не в юности, то в старости. Допускается этот грех, чтобы человек видел, что́ он на самом деле представляет из себя без Бога. И только когда человек приходит к Богу, кается, плачет и хочет отстать от грехов, тогда Господь прощает и человек ощущает освобождение.

Бывают разные состояния. Есть такое состояние, когда человек грешит, тянется ко греху и не хочет каяться, да еще и осуждает людей и Самого Бога, что не все удовольствия получает. Есть состояние, когда человек грешит, но потом кается и мечется между грехом и прощением. Это состояние воинствующего христианина, который воюет со своим грехом и старается выйти из греховного состояния. Когда человек понял, что без помощи Божией он падает, то старается никогда никого не осуждать, не презирать, не надмеваться над другими, а смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Нам нужно достичь такого состояния, в котором хоть и есть грехи, но есть и покаяние, есть борьба с грехами, потому что тогда принимается молитва, тогда Господь дает прощение через исповедь. Но когда человек совершенно бросает покаяние и пускается во все тяжкие, тогда он находится на опасном пути.

Вспомним жизнь Марии Египетской, Марии Магдалины и других святых, которые тоже страдали большими страстями, но все-таки победили их. Вспомним свою жизнь, свои дела, свое покаяние. Обратимся к Богу с покаянием и будем ждать и помнить всегда, что через покаяние происходит отпущение всех грехов. Никакой грех не остается у Бога непрощенным, если есть искреннее, сильное покаяние.

Самая главная тема поста – это покаяние. Если мы в этот период с помощью Божией сможем отстать от греха или хотя бы бороться с самыми главными своими страстями, значит, мы в день Христова Воскресения, на Пасху, сможем ощутить радость праздника не только через трапезу, но будем чувствовать радость, что Христос воскрес в нашей душе. Вот к этому надо стремиться, об этом нужно помышлять, чтобы, пройдя путь соблазна, греха, путь земной жизни, мы все-таки шли в горний Иерусалим. Если мы будем помнить, что наша земная жизнь – это путь в горний Иерусалим, что туда ничто нечистое не войдет, то мы будем стараться больше каяться и держаться дольше без греха, без искушения. Господь увидит наше старание и покаяние и будет давать нам благодать. Тогда мы почувствуем радость и легкость чистого состояния души. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 17 апреля 2016 г.