Монашеское делание

Кто виноват?

Если мы будем заниматься чужими недостатками, то как мы найдем время и спокойствие для молитвы? Чтобы оплакать наши страсти, нам не хватит десяти жизней! Десяти жизней не хватит! А мы все сидим и занимаемся другими…

+
В искушениях очень помогает служение ближнему со смирением и любовью. Неустанное всесердечное служение ослабляет страсти, освящает душу, делает нас причастниками любви Христовой. Тьма страстей отступает, и восходит Солнце-Христос.

+
Не следует говорить ничего плохого о других, а только хорошее. Не будем судить никого. Для этого нужно смирение. Будем постоянно повторять: «Я – худший из всех. Что мне говорят о других? Разве может худший судить лучшего?»

+
Смирение – это когда мы оправдываем братьев и сестер во всем и за все. Смиренный человек отсекает свою волю.

+
Нам надо сделать подарок Христу: увидеть, какой в нас есть недостаток, и подвизаться, чтобы преодолеть этот недостаток ради Его любви. Это явится для Него самым лучшим подарком. Начнем сегодня! Та сестра, которая празднословит, – прояви усердие к молчанию; та, у которой лень, – попытайся преодолеть ее; та сестра, что впадает в осуждение, – упражняйся в самоукорении.

+
Не надо требовать ничего от других, но всегда самим служить, жертвовать ближним.

+
Если мы любим Христа и имеем Его в себе, то ничего другого нам не нужно.

+
Страшно расточать дарования души.

+
Не будем судить ни о чем и ни о ком, потому что мы так привыкнем к пересудам, что потеряем цель, ради которой мы все и начали, и дни наши будут протекать без пользы и смысла.

+
Будем смиренномудрыми. Чтобы совсем не видеть в других грехов, но только в самих себе. Постараемся исправить самих себя. Однако же мы хотим исправить других и не желаем исправлять самих себя. Разве так возможно? Невозможно!

+
Например, нам кто-то сказал что-то обидное, и мы разгневались. Даже если мы не виноваты, если нас обижают без причины, нам-то самим кто дает право судить этого человека или сердиться на него? Может, другой виноват в наших собственных осуждении и раздражении? Эта страсть – в нас самих, и нам следует быть благодарными человеку, который дал нам понять, что в нас есть эта страсть.

+
Давайте прекратим упреки, выражения мнений, пересуды. Будем упражняться в молчании. Не надо много слов – они не нужны. Молчание. Но, конечно, не так, чтобы внешне молчать, а внутри, в душе – кипеть.

+
Если когда-либо мы что-то доброе сотворим или подумем, не станем это приписывать себе, но – Богу. Будем говорить: «Ты, Боже мой, дал мне это, это – Твое, Ты мне позволил и дал мне силы это сделать». Таким образом мы далеко отгоняем от себя помыслы тщеславия.

+
Что бы ни происходило – брат не виноват. В том, что мы волнуемся, что осуждаем, что раздражаемся, виновато наше духовное состояние. Не будем стараться найти причину наших волнений в других. Причины – в нас самих.

+
Греховные помыслы попускаются Богом для нашего смирения, когда им в нашем сердце предшествуют помыслы осуждения и гордости. Помыслом осуждения можно считать любой помысел, умаляющий достоинство ближнего. Также помысел гордости – это всякий помысел, возвеличивающий нас. Оба этих помысла оскорбляют Бога и ближнего, и нам следует немедленно спешить от них избавиться.

+
Смирение, смирение, смиренные помыслы, а не смиреннословие, смирение! Каждый день будем видеть себя как худших из всех, чтобы в это поверить. Если не будем ощущать себя таковыми, не будем упражняться в таких смиренных помыслах, то как может Бог нам даровать благодать, если нас наполняют эгоизм, гордость? Необходима работа!

+
Мы считаем, что можем все организовать сами. Мы забываем просить помощи у Бога, забываем о надежде на Бога. Это происходит от эгоизма. Сестры, не будем забываться. Несомненно, что если мы надеемся на Бога, то у нас есть смирение, а Богу нужно смирение.

+
Каждая из нас должна смотреть внутрь себя, иметь взор постоянно обращенным внутрь себя. Знайте, что в каждом искушении, которое с нами случается, виноваты мы сами. Поэтому каждый раз мы должны искать, где же наша вина, а не думать, что другие виноваты.

+
Приложим все свои усилия, чтобы приобрести добрые помыслы о других. Если возможно, видеть всех хорошими, во всех видеть добродетели и хорошие качества и только лишь в себе самих – грехи и недостатки. Это очень помогает в стяжании смирения. Если мы будем видеть в других только их положительные стороны, так мы избежим греха осуждения. Однако если мы будем видеть свои добродетели, то мы возгордимся и будем смотреть на других свысока. Но если мы хотим, чтобы Бог изгладил наши грехи, нам следует всех остальных видеть добрыми и только себя – грешниками. Какая может быть для нас польза, если в нас будет самомнение? Мы только зациклимся на этом самомнении и не сможем продвинуться дальше в духовной жизни никуда.

+
Правильно – положить поклон, когда нам делают замечание. Даже в том случае, если замечание сделано несправедливо и если мы полагаем, что к нам оно не имеет никакого отношения, хорошо будет сказать: «Простите меня, вы правы, я совершил ошибку». Это приносит пользу нашей душе, потому что смягчает наше сердце и успокаивает нашего брата, обидевшего нас. Не надо стесняться класть поклон или вовсе не класть специально, чтобы другой якобы не стал высокомерным по отношению к нам, посчитав, что мы согласились со своей виной: ибо таким образом мы подпитываем свой эгоизм. То, что подумает другой,- его дело. Нам положено выполнить свой духовный долг, то есть смириться. Что же касается другого, то Господь его помилует и сообщит ему добрый помысел о нас.

+
Каждый вечер, прикладываясь к иконе Христа, испрашивая у него прощения, будем просить Его даровать нам истинное покаяние, даровать нам время для покаяния.

Игумения Феосемни