Монашеское делание

Молитва и благодарение

В трудную минуту жизни будем петь Богу и славить Его. Не будем уподобляться нищим-попрошайкам, только просящим у Бога: «Дай! Почему Ты мне не дал?» Пусть уста наши приучаются произносить славословие Богу. Мы, люди, хотим, чтобы нас благодарили. У Бога нет необходимости в нашей благодарности. У Него – миллионы ангелов и святых, славящих Его. Благодарить Бога мы должны ради нашего же блага. Не будем несчастными нытиками. Скажем: «Слава Тебе, Боже!» Не будем об этом забывать.

+
Все благое, доброе приносит нам Святой Дух. Хотя мне кажется, что это мы знаем теоретически, но не чувствуем это на практике. Например, когда нас охватывает отчаяние от того, что у нас какой-то недостаток, что мы где-то пали, – это эгоистично, потому как мы думаем, что все происходит от нас. Да, конечно, по нашим грехам нас оставила благодать Святого Духа. Но если мы Его призовем с покаянием на помощь, Он сразу же нас освободит. Мы не должны отчаиваться. И, опять-таки, что бы хорошего мы ни сделали или достигли, мы считаем это своим достижением. Великое заблуждение! Без благодать Святого Духа мы представляем собой нуль, и ничего больше.

+
Когда при чтении святых отцов нам попадается какое-то место, которое находит в нас отклик: скажем, слово о какой-либо добродетели, которой мы не имеем, но хотели бы приобрести, или о каком-либо недостатке, который у нас есть и от которого мы желаем избавиться, – остановимся и поразмышляем об этом. Например, я нашла какое-то поучение о страсти гнева. Закрываю книгу, сижу, думаю и молюсь, как я могу перестать гневаться, и запечатлеваю это в уме. А когда мы читаем подряд бесчисленное количество страниц, и нам все нравится, и содержание полно смысла – то потом мы многое забываем. Если я читаю, читаю, читаю и в конце концов закрываю книгу и ухожу – потом я не помню уже ничего и не возвращаюсь умом к прочитанному. Цель же состоит не в том, чтобы прочесть как можно больше страниц, а в том, чтобы мы получили пользу от прочитанного. Это вдумчивое чтение с размышлением станет для нас поводом к избавлению от страстей.

+
Если человек читает Евангелие внимательно, потом ему хочется его перечитывать еще и еще раз, и он не может насытиться им. Святые отцы читали и перечитывали Евангелие и Псалтирь, чтобы выучить их наизусть.

+
Когда мы читаем святое Евангелие, то надо читать его со вниманием к каждому слову. Оно так прекрасно! Читаешь и видишь там, что делал Христос. Как Он был милосерден. Как с любовью относился к людям. Например, Он видел грешницу. По своему милосердию Он ее прощал. Будем брать этот как примеры для нашей жизни.

+
Часто помысел говорит мне: «Я ничего не стою, я – неисправима…» И это – от лукавого. Если я обладаю смирением, то мне надобно сказать: «Ладно, я совершила ошибку, но я постараюсь изо всех сил ее исправить». В таком случае я сохраняю мирное настроение и не смущаюсь.

+
Видите, в камин мы сначала бросаем хворост, чтобы огонь разгорелся, но затем, дабы поддержать огонь, бросаем туда толстые бревна. То же самое происходит и в духовной жизни. Для того чтобы поддержать горение нашего сердца, требуется много ревности, много смирения и много усердного труда.

+
Сестры, будем благодарить Бога за все, что имеем, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!». Благодарность Богу и терпение в скорбях – вот что прежде всего нам необходимо. Пусть наш ум будет постоянно обращен ко Христу. Только таким образом мы приобретаем терпение в испытаниях и искушениях.

+
Нам нужно иметь наш ум обращенным к Богу и молиться, иначе у нас будут плохие и запутанные помыслы. Смущение, которое овладевает людьми, овладевает ими потому, что ум их не обращен к Богу. Если наши мысли и сердце обращены к Богу, то у нас не будет смущения, какое бы испытание нас ни постигло. Конечно, для этого необходима вера в то, что Христос будет делать для нас самое лучшее, и, безусловно, необходима большая любовь к Богу.

+
Монахи – не богословы в научном смысле, они – богословы по своему смирению и любви. Презирая все остальное, они занимаются только монашеским, которое суть смирение, молитва – прежде всего молитва за весь мир, за Церковь, за сестер, за заблуждающихся.

+
Наш ум должен быть постоянно обращен ко Христу. Будем помышлять только о Нем. Все остальное – суетно и тленно, оно не имеет вечной ценности. Единственно, о Ком действительно стоит помышлять, – это о Христе. Он – Радость нашей жизни, в Нем мы черпаем веру и силы.

Игумения Феосемни