Проповеди

Мы и наша пища

Вкушение пищи — это таинство. Не будет лишним об этом ещё раз вспомнить. Человек должен относиться к пище как к Божьему подарку. Есть вещи, характерные для современной городской культуры, но недопустимые для христиан.

Насыщение народов хлебами – важное событие земной жизни Христа

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено насыщению Исусом Христом большого числа людей малым количеством пищи. Таких событий было два: насыщение четырёх тысяч человек семью хлебами и пяти тысяч — пятью хлебами. Об этих событиях говорят все евангелисты (Мф. 14, 14‒21; Мк. 6, 32‒44; Лк. 9, 10‒17; Ин. 6, 1‒15).

Слово Божие должно распространяться устно. Главный способ распространения Евангелия — это устная проповедь. Апостолы проповедовали устно, и люди слушали их. В книги Нового Завета вместилось гораздо меньше, чем они сказали. Евангелие от Иоанна заканчивается словами: если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Появление книг новозаветных — это знак постепенного оскудения источника проповеднического. То есть людям уже приходилось читать, потому что не хватало живых свидетелей и не хватало устного научения.

Иоанн Богослов, как говорит нам Священное Предание, прочёл уже существовавшие тексты, написанные Матфеем, Марком и Лукой, и сказал своё авторитетное слово: здесь всё правильно. А потом создал своё Евангелие, где описал то, о чём не было сказано в первых трёх. У Иоанна мы встречаем длительные беседы с Никодимом, с самарянкой, слова Христа о Небесном Хлебе, Его чудные беседы о воскресении мёртвых, Его предсмертную гефсиманскую первосвященническую молитву, то есть сюжеты, которые нигде не повторяются у других евангелистов. А вот рассказ о насыщении малым числом хлебов большого числа людей есть у всех евангелистов, но Иоанн всё же посчитал нужным сказать о нём. Значит, событие это слишком важное, чтобы обойти его вниманием.

Господь – кормилец

Безусловно, насыщение хлебом большого количества людей — это признак того, что Христос — истинный Мессия. Не зря евреи потом искали Его, чтобы сделать царём, ведь мессианство — это проявление милости к роду человеческому. Евреи ждали, что Мессия исцелит больных, воскресит мёртвых, утолит голод и прекратит войны. Он будет миротворец, исцелитель, чудотворец, кормилец и питатель. И Христос исполняет пророчества о Себе, Он кормит людей. Господь — наш истинный кормилец.

Святитель Тихон Задонский часто и подолгу молился по ночам, его вопли были слышны за дверями кельи. Он взывал к Богу: «Господи, не оставь! Господи, помоги! Кормилец, пощади!» Он, в частности, называл Господа кормильцем, потому что Бог действительно кормит всякую тварь. И трава, и пшеница, и любой другой злак растёт благодаря Божьей силе. Без Него ничего в мире не происходит. Он переживает о каждом человеке. Но это — лишь поверхность евангельского эпизода, читаемого сегодня.

Умножение хлебов и таинство Евхаристии

Главное здесь то, что указывает нам на таинство Евхаристии. Умножение хлебов указывает нам на таинство Евхаристии, хлеб может быть земным, а может превращаться в небесный. Земной хлеб, принесённый на литургию, превращается в небесный хлеб. Мы приносим на литургию плоды наших трудов — хлеб, испечённый из квасной муки пшеничной, белый и чистый, кладём его на престол. И по призыванию Духа Святого нам даётся такой подарок — этот хлеб становится Телом Христовым, то есть земное делается небесным. Кроме того, есть третий момент. Я думаю, что это евангельское чтение опять нас возвращает к мысли о том, как нужно есть. Нужно рассматривать нашу повседневную пищу как подарок Божий.

Христос перед тем, как благословить эти хлебы, преломить их и дать ученикам, воззрел на небо. Это означает, братья и сёстры, что все мы перед тем, как вкушать пищу, должны смотреть на небо, то есть должны вспоминать, что всё это — Божье. У премудрого Соломона в книге Екклесиаста есть такие слова: Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? (Еккл. 2, 24‒25).

Если мы едим, пьём и мы сыты, то это тоже — Его подарок. Поэтому, садясь за стол, мы должны понимать, что мы садимся за раскрытую Божию ладонь. И это есть подарок, а за подарок нужно благодарить. Христос возвёл Свои очи на небо, и мы тоже должны поднимать свои очи на небо и приучиться крестить и себя, и пищу, говоря: «Господи, благослови эту еду!» — а по насыщении — благодарить Господа. Этот обычай раньше был повсеместным.

Как ели в старину

В старину люди даже в трактирах обращали свой взгляд на святой образ (да, образа и в трактирах были), осеняя себя крестом, и читали молитву перед едой. Я читал одну историю про те времена, когда благочестие уже исчезало в народе. Один крестьянин, будучи на ярмарке в городе, зашёл пообедать в закусочную и, когда принесли заказ, он долго и истово молился. Крестьяне раньше ели, знаете, так не спеша, красиво, опрятно, помогая себе хлебушком, чтобы бороду не запачкать… Люди ели — как таинство совершали. Современный мир жрёт и пьёт на ходу. Люди никогда так не ели. В Польше и у католиков, и у православных был обычай: разрезая буханку хлеба, надрезали сверху крест на хлебе, а потом уже первый кусок отрезали с молитвой. Люди понимали, что всё святое, всё — Божье… И вот, такой человек пришёл в трактир, помолился, сел, плотно и красиво поел то, что ему принесли, потом встал и поблагодарил Бога, помолился опять. А какие-то мужики сидят, пьют и смеются над ним: «У вас что, в деревне все такие сумасшедшие? Все молятся вот так, как ты — до, после еды?» — «Нет, — говорит, — далеко не все. У нас есть ещё овцы, свиньи, козы и коровы. Они всего этого не делают. Они просто жуют то, что им насыпали».

Пища это Божий подарок

Вкушение пищи — это таинство. Не будет лишним об этом ещё раз вспомнить. Человек должен относиться к пище как к Божьему подарку. Есть вещи, характерные для современной городской культуры, но недопустимые для христиан. Например, люди покупают так много продуктов, что не успевают съедать их, они пропадают, и их выбрасывают. Это грешно. Может быть, конечно, благодаря этому свинству осуществляется какой-то Промысл Божий о бомжах. Но это всё равно неправильно. Если уж мы такие добрые, бомжей нужно кормить из рук в руки.

И следует пересматривать своё домашнее хозяйство: если старое есть, новое покупать не надо. Надо съедать то, что есть. И умная хозяйка приготовит что-нибудь вкусное из того, что осталось. Например, такое дорожайшее ресторанное блюдо — фондю. Оно состоит из сыра, белого вина и сухарей. Всего-навсего, себестоимость копеечная! Раньше швейцарские пастухи, уходя в горы, брали с собой кусок сыра, сухарь, баклажку с вином и спиртовку, чтобы разогреть себе еду. Они разогревали на спирту этот сыр, в него макали хлебушек и запивали вином. Это блюдо родилось от простоты, а сегодня превратилось во что-то такое эдакое.

Человеку нужно приучить себя: например, есть сегодня гречка — варим гречку, и нечего выдумывать и бежать за мясом. Есть сегодня перловка — варим перловку. А умная хозяйка из топора суп сварит, она может приправить чем-то, подсолить, поперчить, лечо какое-нибудь добавить — и уже вкусно, съел — и доволен.

Будут есть, и не насытятся

Это очень важно, братья и сёстры, потому что, раз уж история течёт прямо, то мы неизбежно движемся к временам антихристовым. Я не любитель говорить на эти темы, я сам раздражаюсь на кликуш, которые только об этом и трубят. Но об этих последних временах, когда человек окончательно испортится, у пророков говорится: Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся (Ос. 4, 10). То есть похоть будет, но дети рождаться не будут, Бог не благословит на детей. И все будут есть, есть, с утра до вечера есть — и будут голодны. И эти вечно голодные первыми и поклонятся Зверю, потому что кто не имеет власти над своим чревом — тот раб.

Каждый час необузданное чрево требует подпитки: что-то пожевать, что-то погрызть, и человек всё время ходит, ищет чего-то в холодильнике. Это — рабство животу, языку, чреву, гортани. Конечно, мы с вами должны быть хоть несколько свободными от прихотей своего чрева. Снова повторю то, что говорил уже, может быть, не раз: голод утоляется хлебом. Для того чтобы утолить голод, много не нужно. Нужен помидор, огурец, щепотка соли, стакан воды или кваса, нужен кусок хлеба, тот же кусок сыра, что-то простое. Всё, что выходит за эти пределы, — это уже поиск раздражителей для гортани и чрева. Это же касается и наших испорченных детей.

Взять чрево под контроль

Мы все с вами испортили своих детей мороженым, пирожными, чупа-чупсами и кока-колой. Мы испортили их вкус, они не чувствуют простой пищи. Они охамели оттого, что не знают голода. Это маленькие наглецы, которые из нас же под старость будут кровь пить, потому что мы вырастили их неблагодарными, жадными, сластолюбивыми и невоздержанными. Голодный ребёнок должен есть хлеб: если он хлеба не ест — он не голоден. Не нужно потакать человеческому вкусу: хочу то, хочу это, хочу ещё вот это. Они, конечно, хотят сладкую вату, они, конечно, хотят всякие «сникерсы», но ведь не это спасает от голода…

Надо понимать, что мы живём в сумасшедшее время. Неконтролируемо растёт потребление товаров. Потребитель хочет жрать с утра до вечера и меньше работать, и не трогайте его, потому что он такой великий, и не делайте ему замечаний. Вот портрет современного человека. Долго ли это будет продолжаться? Грянет гром, и всему придёт конец. Люди начнут есть трупы, которые будут лежать вокруг на улицах, причём сырые, не жаренные. Такое уже было в истории. Если выйти на улицу и сказать это людям, стоящим на трамвайной остановке, они решат, что я сумасшедший. И вы об этом никому не говорите. Мы с вами беседуем об этом, потому что вы стоите на Литургии, вы хоть немного имеете в себе познание Божьих тайн, понимаете, что жизнь — не шутка. Чтобы отодвинуть эти страшные времена, нам нужно взять под контроль свой язык, своё чрево. Необходимо научиться быть благодарными Богу и обходиться тем, что есть, и этому же учить своих детей.

Голод —лучшая приправа

Вообще, есть такая замечательная английская пословица: голод —лучшая приправа. Всё вкусно, когда человек голоден. Когда он поработал и проголодался, ему всё всласть. Как говорится, сладок сон бедняка. А богатый от пресыщения своего ворочается на ложе и до утра не имеет покоя. Всё сладко в мире: сон — наслаждение, хлеб — наслаждение, труд — тоже наслаждение. Важно наслаждаться тем, что нужно. Как говорил блаженный Августин, вся беда человеческого рода в том, что мы пользуемся тем, чем нужно наслаждаться, а наслаждаемся тем, чем нужно пользоваться.

Ты ломай, а Я умножу

Что ещё можно сказать о сегодняшнем евангельском чтении? Когда апостолы говорят, что люди голодны, Господь велит им: «Вы дайте им есть», — и они отвечают: «У нас нет, у нас только пять хлебов». Данное чтение, мне кажется, указывает также и на проповедь Евангелия. «Вы дайте им есть» — это призыв к апостолам, что они должны трудиться. Так Господь их заранее учил, что при всей своей человеческой скудости (скуден сам по себе Пётр, скудны сами по себе и Андрей, и Иоанн, и Фома, и Варфоломей, ведь они — люди) они должны трудиться, а Бог приумножит. Господь как бы говорит: вы дайте им малое, а Я умножу. Христос не Сам кормил народ. Он преломлял, благословлял, давал апостолам, а они — народу. А пища всё умножалась. И в этом я вижу призыв ко всем, кто занимается проповедью Слова Божьего. «Вы ломайте эти маленькие пять хлебушков, а Я умножу». Бывает, думаешь: «Господи, что я могу, я ничего толком не знаю. Кого и чему я могу научить?» — «Ты ломай, а Я умножу». Понимаете?

Когда Бог звал Моисея на проповедь, чтобы он евреев вывел из плена египетского, Моисей говорил: «Я гугнив и несмыслен», — то есть не могу нормально разговаривать. И Господь сказал: «Ты иди, а Я всё сделаю». — «Кто я такой, чтобы вывести народ Израиля?» — «Я с тобой буду». Совершенно верно, что не оскудеет рука дающего. По мере того, как даёшь, резервуары наполняются, ещё больше даёшь — ещё больше наполняются. А кто удержал своё в себе, в том эта вода зацвела, загнила, и уже никому не нужна, даже тебе самому. Поэтому нужно трудиться, и Бог умножит наши труды.

Остатков 12 коробов

Наконец, интересно, что когда люди ели, получилось 12 коробов остатка. Было количество, которое помещается в полах одежды одного человека, а 5 тысяч наелись, и остатков осталось 12 коробов, по числу святых апостолов. Каждый из апостолов взял на плечи короб с объедками и нёс на себе вещественное доказательство всемогущества Иисуса Христа. В том числе, кстати, и Иуда. Он тоже нёс на себе короб с кусками хлеба, он видел, что Христос всесилен. Однако, как вы видите, это не помешало Иуде стать предателем. Участие в таинствах и в чудесах ничего не гарантирует. Можно вымолить у Бога чудо, можно быть участником этого чуда, можно всей кожей ощущать Божественное присутствие. И всё-таки это не страхует нас от того, чтобы не соблазниться, не споткнуться, не изменить, не стать трусами, предателями или беглецами с поля боя. Это мы видим на примере Иуды благодаря сегодняшнему чтению.

Будем бережны к каждому кусочку

Закругляя эту тему, я хотел бы, чтобы мы пересмотрели своё отношение к земному хлебу, к простой пище. Апостол Павел сказал: Не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46). Если мы не разберёмся с земными вещами, как мы сможем разобраться с вещами небесными? Как мы можем сейчас рассуждать о Святой Троице или о Страшном Суде, если не научились даже доедать за собой, не выбрасывая пищу в мусорное ведро? Если мы в малом не можем быть верны, кто доверит нам большее? Поэтому сегодняшнее Евангелие — серьёзный урок нам, братья и сёстры, и будем благодарны Иисусу Христу и Его Святой Церкви за то, что мы можем об этом говорить, рассуждать и исправлять свою жизнь.

Я твёрдо верю, что человек, благодарно относящийся к каждой крошке хлеба и каждой капле воды, от голода страдать не будет. А также верю в то, что от голода не будут страдать и его дети. А вот неблагодарный человек, бросающий в мусорник недожёванный пирожок или выливающий в унитаз испорченный борщ, который недоели из-за того, что всего полно, — такому человеку Правосудный Бог может и голод послать. Или такую болезнь желудка, что ты потом ничего уже съесть не сможешь.

Поэтому, чтобы нам быть здоровыми, чтобы нам не знать, что такое недостаток хлеба, давайте сегодня будем бережны к каждому кусочку. И будем помнить, что всё это — от руки Божией.

Протоиерей Андрей Ткачев