Проповеди

“Мы за Христа и Богродицу”

Проповедь на День рождения императора Николая II

Сегодня мы празднуем событие, когда 151 год назад, 6 мая по старому стилю, 19 мая по новому, в Александровском дворце Царского села в воскресный день, в 3 часа 15 минут, родился будущий наследник престола Российского, будущий Император Николай II. Его родители, Император Александр III и его супруга Мария Феодоровна, встретили это событие с величайшей радостью и благодарностью Богу, потому что родился их первенец. И, конечно, всю любовь, всю заботу родители отдали своему первому сыну. В следующем году родился второй сын, Александр, который умер младенцем, через год родился третий сын, Георгий. Потом через пять лет родилась дочь Ксения, через три года родился сын Михаил. Потом родилась еще одна дочь, Ольга. Всего в царской семье родилось шестеро детей, из них в живых осталось пятеро.

Император Александр III, любивший русские традиции, всегда любивший веру православную, воспитывал детей своих в строгости, говорил воспитателям, чтобы не баловали их, а были строгими, не допускали попустительства в воспитании, требовали с них и знания, и достойное поведение. Вот и выросли впоследствии прекрасные дети, и один из них – будущий Император Николай II, который унаследовал частично характер отца, частично характер матери. Император Александр III любил уединение, не любил балы и увеселения, не любил чрезмерного общения. По складу характера он был глубоким человеком. Императрица Мария Федоровна, наоборот, любила общение с людьми широкого круга, различные мероприятия, балы и прочее. И несмотря на совершенно разные характеры, они жили очень дружно, относились друг к другу уважительно, почтительно, с любовью и воспитали прекрасных детей.

Но из всех августейших детей император Николай II, которого мы сегодня вспоминаем, был уникальным ребенком, он отличался разносторонними талантами, глубоким умом, спокойствием, твердостью характера, любознательностью, что и проявилось впоследствии.

Из всех царей российских Император Николай II – самый близкий к Богу наш святой царь. Мы знаем, что есть царь Миротворец, есть царь Освободитель, а есть царь – святой. Святой Царь Николай II. Сегодня мы узнаём, что́ на самом деле происходило на протяжении пятидесяти лет жизни и чуть более двадцати лет правления императора Николая, открываем уникальные достижения России во время его царствования, потому что ни один правитель русского государства не сделал столько для России, сколько сделал Император Николай II. Но уникальность святого царя даже не в этом. Уникальность его жизни в том, что, несмотря на все его достижения, на то, что он положил всю жизнь на престол служения народу российскому, он, как ни один в мире правитель или политический деятель, был столько оклеветан теми, для кого все делал. Получается такой парадокс. Казалось бы, этому человеку вся Россия обязана и миром, и процветанием, и достижениями в науке, экономике, образовании, спорте и во всех направлениях, а получает он совершенно противоположное почету и уважению.

Знаменательно, что царь родился в день святого праведного Иова Многострадального, который был тоже в свое время величайшим человеком, не только богатым внешним богатством, но больше всего богатством внутренним, духовным. Мы знаем из книги Иова, что он в одночасье лишился богатства, уважения, авторитета. В итоге оказался на куче навоза в струпьях. Его друзья приходили, не утешая его, а обвиняя, что он сам виноват, что так случилось. Пришла и супруга его, самый близкий человек в жизни, и говорит ему: «Что ж ты мучаешься? похули Бога и умри». И он сказал: «Ты говоришь, как одна из безумных» (см. Иов 2:9-10). В самый пик скорби, когда даже жена его не поддерживает и призывает отречься от Бога, он говорит: «Нет, я не буду отрекаться от Бога. Я даже если здесь останусь и умру, все равно благодарен за все Богу и буду Ему служить до конца своих дней». После всех несчастий за такую веру всё к нему вернулось, и он стал еще более богатым, получил еще больше славы и уважения (см. Иов, 42:10-17).

Когда-то Император Николай II говорил Петру Аркадьевичу Столыпину: «Ничего не получается, сколько я ни стараюсь, ничего не получается». Что могло не получаться у императора, когда ни в одно время не было такого расцвета, развития России, как во время его правления? И конечно, Петр Аркадьевич возражал: «Да у Вас все получается. Смотрите, там развивается, там открытие за открытием, Россия первенствует во всех направлениях. Там у нас достижение». В царской России ВВП был 12.5%. Говорят, что сейчас в России ВВП 3%, или 2.5 %, и то мы не знаем, насколько это правда. Прошло больше ста лет. Что было и что мы видим сегодня? При Императоре Николае открылись и пришли в пору расцвета многие монастыри, в том числе и Сольбинский. Совершалось прославление святых. Патриаршество восстановилось. Но царь все же не был доволен тем, что происходит. Он видел упадок веры среди народа и понимал, что именно от этого творятся беззакония.

Сегодня многие люди не понимают, не знают ничего. Невежды, они говорят о недостижении чего-то или о том, что не получилось у Императора Николая исправить положение в стране, – страна бурлила. Но если так думать, если развивать эту мысль глубже, то и у Христа не получилось всех спасти. Христос принес Себя в Жертву на Кресте, но большая часть людей об этом позабыла и идет вне спасительного пути, хотя Жертва была принесена за весь человеческий род. Так и царь Николай, он ведь не Бог – он человек.

Ему говорили: «Надо пару тысяч человек казнить, и это все остановится». Но император Николай был христианином, и он понимал, что такими методами получится не лучше, а только хуже, потому что зло, умножаясь, не может победить зло. Он этого не мог принять. И вот это вменяется ему за слабость, то, что он не дал отмашку, не позволил уничтожить несколько тысяч человек, чтобы не произошла революция.

Он был настолько чистым душой, что еще в детстве близкие люди это отмечали и говорили, что он настолько чист, что даже не может подумать, что есть люди другого устроения, люди, которые не созидают, а разрушают. То, что он сделал, – это правильно.  Спустя сто лет мы видим, что он оказался умней, мудрей, сильней людей того времени и нашего времени, которые до сих пор так и не поняли, в чем заключается его подвиг, его мудрость и его святость.

Поэтому для нас, людей православных, самодержавие и царь, тем более святой царь Николай, должны быть неотъемлемы от православия. Потому что самодержавие – это образ Небесной иерархии на земле. У Бога есть иерархия: есть Бог, есть Архангелы, есть Ангелы, есть святые. В Церкви есть иерархия: есть Патриарх, есть епископы, священники. Поэтому никакой демократии не может быть, иначе идет развал.

Сегодня мы видим, что в результате того, что случилось, произошла великая трагедия. А начиналась она отступлением от Бога. Вся суть трагедии в том, что линию Императора Николая не приняли, его не стали слушаться и пошли против него, по сути, против России, разорили страну и ограбили: увезли самые драгоценные вещи и святыни за границу, – так платили за помощь в революции: нашими шедеврами искусства, окладами икон. Увозили вагонами слитки золота. Платили за разорение своей страны. Может ли быть бо́льшая глупость, бо́льшее предательство? А наш народ до сих пор не может этого понять.

Почему мы почитаем царя? Когда была русско-японская война, победа была признана за японской стороной. Но по факту, заключение мирного договора больше напоминало партнерское соглашение. Японцы во многом вынуждены были уступить России, потому что Император Николай дал установку своим дипломатам не идти на требования японцев и не давать им «ни гроша денег, ни пяди русской земли». Это даже можно считать победой, потому что Россия еще могла продолжать войну, а Япония уже нет. Можно ли согласиться после этого с теми, кто говорит, что царь был слабовольный? Конечно, нет.

А через 13 лет после этого человек, который захватил власть через государственный переворот, садится за стол и подписывает Брестский мир, по которому 121 миллион гектаров, 26% европейской территории России отдается Германии и ее союзникам, которые через пару недель могли бы быть захвачены и побеждены. Через год вагонами вывозится серебро и золото из России в Германию за то, что они как бы победили. И вот один стоит памятником и перед ним в пионеры принимают даже до сих пор в некоторых регионах. А другого, Святого Царя, до сих пор поливают грязью. А почему? Потому что от тех, которые убили царя, родились дети и внуки и они не покаялись. Они живут так дальше и дальше ведут войну против России. Пока мы не поймем, кем был Император Николай II и кто он есть сейчас, то наша жизнь к лучшему не пойдет. Должно быть глубокое осознание своего величайшего греха: предали своего законного царя, Помазанника Божия, сами пошли на разрушение своей страны.

Но сегодня мы празднуем его день рождения, прославляем его подвиги, терпение, любовь к Родине и любовь к Богу, и мы становимся как бы последователями его подвига. В этом мире есть две силы: первая – это сила добра – это Бог, Ангелы, святые и верные люди Божии. И вторая сила – это те, которые восстали против Бога, часть из них пала в бездну, и их приспешники, которые во все времена и до сих пор продолжают разрушать народы, разрушать страны, разрушать семьи, разрушать все, что сделано Богом.

Почему Император Николай не был понят и потерял поддержку? Потому что люди потеряли веру в Бога, потеряли совесть, искали наслаждений, искали богатства. Людям с такими жизненными запросами не нужен царь со своими требованиями работать на благо России и не предавать ее. Поэтому они и восстали против царской власти. То есть революция произошла не от бедности, а от достатка. Во времена правления Императора Николая люди жили хорошо. Очень хорошо. И я говорил и буду повторять, чтобы вы знали, что Россия была на первом месте в Европе по оплате труда человека. И на втором месте в мире после Америки. То есть в России человек за свой труд получал самую высокую оценку в денежном эквиваленте. Слова «кто был ничем, тот станет всем», лозунг революции, в экономическом смысле ложный. Это в духовном плане говорится о диаволе – кто был ничем, тот стал всем, во главе тех, которые восстали. Революция произошла от оставления веры и большого достатка в жизни. А сегодня прошло сто лет и что мы видим? Мы видим, что за сто лет этот урок нашим народом так и не усвоен. Мы так и не можем сдать этот экзамен. Так и не можем понять, что произошло, потому что сегодня опять люди ищут богатства, хорошей жизни, приятного отдыха, уютного жилья и всяческого комфорта, а храмы пустые.

Поэтому сегодня очень важно вспоминать не только о рождении Императора Николая II, не только о его деятельности, не только о его подвиге, не только о его святости, о его ходатайстве перед Богом за нас, но и призадуматься о том, что происходит у нас в душах и в головах. Много ли там православного? Потому что православный человек, это не тот, который крестился. Православный человек – это тот, который стоит пред Богом во всем.

Сегодня надо не только прославлять Императора, надо делать выводы и изучать историю по архивным документам и по фактам. И думать, и понимать, и помнить об этих уроках, что бы мы ни делали. Рано или поздно мы сами сделаем вывод о своей жизни. И знаете, в фильме «Поп» у священника спрашивают: «Ты за кого, за большевиков или за немцев? Ты, вроде бы, с немцами, вроде бы, с нами». А он говорит: «Я за Христа и Богородицу». Потому что ни немцы не вечны, ни большевики не вечны, но только один Бог. Мы должны понимать, что человек настолько бывает человеком, насколько он близок к Богу. Если человек отдаляет себя от Бога, убегает, как Адам после падения, не бежит к Богу с покаянием, а убегает от Бога, то он теряет Бога. Он становится разрушителем жизни, как его ни называй – либералом, или революционером, или большевиком или Лениным, или Свердловым, – все равно как, потому что это уже следствие богооставленности.

Поэтому, может быть, сегодня хотелось сказать что-то радостное о рождении Императора Николая, но жизнь мне другое говорит. Что радостное будет тогда, когда мы будем жизнью идти за Христом и за царем Николаем. И дай Бог, чтобы это было. Вот тогда будет радость, которая никогда не престанет. Этой радости желаю вам, себе и всем людям, которых здесь в храме нет, которые сейчас спят, гуляют, бегают по рынку и считают себя православными, потому что они крещеные… Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 19 мая 2019 г.