«Много людей празднуют праздники и знают их названия,
но не знают причин,почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)
Ровно за неделю до Пасхи Святая Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, иначе – неделю ваий, то есть ветвей. В Иерусалиме это были ветви пальм, с которыми народ встречал Спасителя. А в России первыми весной распускаются веточки вербы, потому в народе этот праздник именуют вербным воскресением.
По традиции в этот день верующие приносят букетики из вербы в храм и стоят с ними всю службу в знак того, что Вход Господень в Иерусалим для нас также важен, как и для тех, кто две тысячи лет назад встречал Господа с пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна!», и что мы встречаем и почитаем Спасителя как Царя, Бога и Победителя смерти, как поется об этом в тропаре праздника.
По традиции на богослужении в этот праздник священник окропляет вербу святой водой с чтением особых молитв. Однако если разобрать текст молитвы при освящении вербы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике – сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов – даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике – книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
Потому не стоит забывать о глубоком таинственном смысле этого праздника, чтобы не уподобиться ненароком тем людям, которые приветствовали Спасителя вопия «Осанна!», а спустя всего лишь несколько дней кричали: «Распни, распни Его!»
Пресс-служба монастыря