Беседы с батюшкой

О молитве Иисусовой. Беседа 6

Мы в своей жизни в любом случае делаем выбор – идти к Богу или идти по пути греха во владения князя тьмы. Первый путь узкий, второй широкий, но мы должны помнить, что это за владения. Христос Спаситель в притче о Страшном Суде прямо их называет: «огонь вечный, уготованный диаволу и аггеломъ его» (Мф. 25:41). Не людям уготованный, но люди тоже могут по своим грехам стать частью этого мира, и в притче о Страшном Суде Господь говорит о причинах, по которым человек может попасть в эту генну огненную.

«…Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42-45).

И вот обратное этому – дела милосердия – являются тем, что приводит нас к Богу. Но, как уже было сказано, невозможно пройти путь к Богу своими силами, потому что этому препятствуют противники намного более сильные, чем мы. Поэтому так и важна для нас молитва, просьба Господа Иисуса Христа о Его милости к нам, грешным.

Через молитвенное обращение к Богу словами Иисусовой молитвы Господь поможет нам и в познании себя, что является важным для каждого человека. Познании не только того, какие мы сейчас, но и какими должны быть. Мы по-другому начнем видеть и тех людей, которые находятся рядом с нами. Это как если надеть очки с замазанными грязью стеклами мы всех будем видеть грязными, даже если на ком-то и нет никакой грязи. Так и наши грехи, подобно грязным стеклам, мешают нам видеть людей такими, какие они есть. А по мере нашего очищения мы начнем более объективно понимать других.

Во время молитвы недопустимо вызывать какие-то образы в своем воображении – это путь к духовному повреждению. Об этом предупреждают все православные подвижники благочестия.

Осознание необходимости молитвы в нашей жизни приходит не сразу; но тот, кто приходит к этому познанию, познает и то, что молитву нужно не оставлять во все дни земной жизни. Молитва – это не то, от чего есть «выходные», «отпуска» и «пенсия». Это наш спутник в жизни; когда мы постоянно призываем Имя Господне, то и Господь всегда с нами. Молитва – это не правило, которое нужно вычитывать, не вникая в содержание. Пусть она будет не очень продолжительная, но искренняя.

Иисусова молитва помогает нам в борьбе с греховной беспечностью, потому что в ней нет ни одного слова, к которому возможно было бы отнестись беспечно. И через Иисусову молитву мы учимся внимательности и во время чтения других молитв.

Иеромонах Михаил (Чепель)