Проповеди

О посте (иеромонах Михаил (Чепель))

o-mikhailМногие пост воспринимают, как диету, не вкладывая много глубокого смысла. О смысле поста говорят в основном в храмах. Многие люди, которые не посещают храмы, почему-то очень активны в проведении поста. Для многих пост является каким-то удивительным, страшным явлением. Они просто готовятся… И потом меня спрашивают: «Как же я проживу без мяса, без молока, без творога? Это же нереально и невозможно!» Хотя до поста они прекрасно жили и без мяса и молока.

Я очень хочу вникнуть в идею «суть поста». Вообще невозможно представить себе, чтобы Господь своим явлением на земле делал что-то бесполезное, говорил какие-то бесполезные слова, делал какие-то бесполезные действия. Обратите внимание, что прежде чем начать свою миссионерскую деятельность, проповедь своего Евангелия, Спаситель был введен Святым духом в пустыню и начинал свою деятельность именно с поста. Почему именно с поста начинал Господь? В каждом явлении мы должны видеть глубокую суть.

И вот как раз в современное время суть поста несколько искажена. Пост очень часто превращается в пищевую диету. На самом деле, именно в глубокой сути христианского поста, пост – это далеко не пищевая диета, а просто ограничение в пищи. Пост – это не христианское изобретение. Когда появились первые элементы поста, трудно сказать, но всё-таки людьми, живущими на земле, было замечено, что есть определенная связь между духовными состоянием человека и плотским состоянием, взаимодействие плоти и духа.

Например, в Юго-Восточной Азии, где я имел честь служить, еще издревле считается, что пост очень хорошо залечивает раны. Это действительно так, обратите внимание, что когда мы болеем, нам не хочется есть. А когда  начинаем выздоравливать, то у нас появляется аппетит, то есть отчасти природой заложено пощение.

Допустим, посты используются в языческих религиях, в племенах. Например, в чернокожей Африке, четко заметили, что если они не постятся, у них не взаимодействия с духами природы. А если нет взаимодействия с духами природы, то получается, что и охота у них по существу обречена.

Всем известно, что в Индии очень много внимания уделяется посту, и так называемые йоговские практики начинаются с усиленного поста, человек имеет очень жесткую пищевую регламентацию, и они усиленно постятся. То есть существует мировая практика поста.

Практически все земные религии, буддизм, ислам, все языческие религии имеют практику поста, в том числе и христианство, православная ветвь, естественно, тоже. Разница между постом христианским (православным) и постами других религий заключается в том, что все религии как таковые используют пост как утилитарное средство для какой-то практической земной цели. Пост же христианский является элементом согласия между Богом и человеком и в итоге при правильном поведении – это одно из средств к своему домостроительству и спасению души, т.е. в итоге к обожению. Таким образом очень важна именно духовная составляющая.

Правильно должно происходить следующим образом. Во-первых, что такое пост? Пост – это как бы определенный экзамен в текущем году, как у школьников: четверть – экзамен, четверть – экзамен. То есть каждый этап поста – это определенная четверть, ступенька в духовно-нравственном совершенствовании. Значение поста очень велико в православной религии. Вот обратите внимание, если взять с карандашом посчитать, сколько у нас постов, Рождественский пост, Великий пост, Петровский пост, Успенский пост, в среду пост, в пятницу пост, на Богородичные праздники лучше всего поститься, то у нас получается примерно более 200 дней поста. Т.е. 2/3 года мы в идеале должны поститься, таково это построение. Но есть очень важный вопрос: как жить ежедневно? К посту надо готовиться, прежде всего, чтобы правильно войти в состояние поста, в духовное состояние. Правильно жить не только с начала поста, но и в предпостовых днях, хотя бы неделю взять для этого. Нужно всем людям, проходящим пост, исповедоваться у батюшек.

В моей практике я выделял специальные дни, примерно недели две до поста, чтобы мы с людьми могли спокойно поговорить об их жизни, об их грехах, поисповедоваться, причаститься, и тогда, в таком духовно чистом состоянии, в максимальном избавлении от грехов, входить в пост.

Пост – это прежде всего проявление свободной воли человека. А если смотришь календарь – скоро пост. Начинаешь поститься, условно, 28, а 27 объедаешься мясом уже до последнего, чтобы наестся, наестся, наестся до этого поста… Согласитесь, что это смешно! А ведь это практика. И народ пытается таким образом это всё сделать. Это не подготовка, это по большому счету не пост! 

Страх перед постом – это даже непонятно, какой страх. Какой-то генетический. Но вот сейчас же, в настоящем обществе, мы не голодаем, и пост – это не совсем истощение себя. Мы находимся в совершенно другом состоянии. Вопрос как таковой достаточно сложный. Нам важно четко очень соблюдать баланс плоти и духа, души нашей, потому что в те моменты, о которых я говорю, люди прямо на дыбы встают от поста. Это плоть начинает бесноваться самым настоящим образом. И сатана подзуживает, сатане не выгоден духовно богатый человек, ему эти люди не нужны, это его ярые противники. Те люди, которые не постятся во время поста, не имеют проблем, сатана их не беспокоит. Почему в постовые дни бывает очень большое количество искушений, ссор, обид, раздражений и так далее? Всё это от дьявола! Это сложный процесс, к нему нужно готовиться.

Очень интересно, что проблема поста затрагивалась еще в ранние века христианства. Был такой исповедник православия, защитник его Тертуллиан. Он написал трактат о посте. Очень интересно, что он тогда уже говорил, что представляют из себя люди, живущие в мире и не постящиеся. Он очень хорошо сказал, что мы превратили своё брюхо в бога, легкие превратили в храм, своего повара мы превратили в жреца, а дух стал пар, который исходит от искушения. Наши дары – это специи, а наше пророчество – это икота и рыгание после пищи. Красиво сказал! Сатана как раз любит наш дом, я имею в виду наше тело, когда оно зловонно, Христос же говорит о другом, и апостолы говорят о другом. Они говорят о человеке как о храме Божьем. И апостол Павел говорил: «Во мне живет Христос». Вот как может Христос войти в зловонное тело? Это нереально.

Часто говорят святые отцы о нашем теле как о сосуде Божьем, в который должен войти Дух Святой.

Истории постов очень разные. Бывают однодневные, бывают многодневные посты. Есть люди, которые живут ежегодным постом, вся жизнь их в течение года – это пост. Мне, честно говоря, тоже нравится эта система. И я не люблю так называемые постовые разговения. Первая звезда пошла, разговляемся! И всё едим: мясо, яйца. Но опытные люди, которые часто постятся, чувствуют ощущение тяжести, ощущение чего-то такого, что вошло в них и, по сути, испортило тот духовный настрой, который в этих людях есть. Это действительно очень печально. Происходит глубокое взаимодействие между душой и телом. И если этого взаимодействия не происходит (а оно должно происходить, плоть ведь должна только помогать душе), то это очень печально. У нас же, как правило, плоть командует душой, вырабатывается очень мощный гормональный фон, который начинает управлять человеком. И естественно у нас возникает даже во время поста больше всевозможных плотских мыслей, далеких от Бога, от единения с Богом. Вот здесь действительно очень большая проблема бывает, поэтому ко всем постам нужно очень и очень готовиться. Кстати, когда крестятся взрослые, нужно перед этим лучше всего пропоститься. Если же люди собрались повенчаться, то тоже лучше всего попоститься перед этим. А у нас, к сожалению, идет с точностью до наоборот! У нас идут девичники в сауне, мальчишники в сауне, то есть по существу – бесовские действия. Это не правильно! Это нечисто, это плохо…

Мясо разрешалось есть даже в Ветхом завете, если кто откроет, то прочитает, какое мясо можно употреблять, а какое нельзя. Дело в том, что молоко, творог, простокваша, кефир и другие продукты «без жертв» относятся к скоромной, белковой пище. Белковая пища очень активно участвует в строительстве тела. Задача поста – слегка иссушить плоть, иссушить те позывы, которые, возможно, появляются в организме у человека, если он много и активно питается. Постепенно возникают всевозможные желания, всевозможные позывы, и естественно, это очень сильно отвлекает. Поэтому всё, что относится к белковой пище, по возможности извлекается из постного рациона.

Растительное масло не разрешается в страстную пятницу Великого поста, когда идет так называемое сухоядение. Но, на мой взгляд, в этот тяжелый день лучше бы вообще не есть. Что же касается растительного масла, то ведь наш опыт в основном передается из опыта монахов. Они очень чутко чувствуют, какие продукты отягощают плоть, и какие не отягощают. Растительное масло (не важно; оливковое или др.) – это продукт, которого не существует в природе. Не удивляйтесь. Это искусственно выжатый продукт. Сколько масла в семечках? Совсем немного. Десяток семечек и человек насытился. В тех же оливках. И этого достаточно, но мы это масло выжимаем и уже в мощном концентрированном виде употребляем в пищу. Поверьте моему слову, это действительно утяжеляет плоть. Монахи, тонко это чувствующие, действительно иссушают плоть. И так это пошло. И они предложили, чтобы в какие-то дни поста даже не добавлять растительное масло. На мой взгляд, это очень правильно, очень хорошо.

По поводу возрастных ограничений, ограничений по состоянию здоровья. Большая масса тех людей, которые не ходят в церковь, как только начинается пост, тут же бегут к батюшкам и просят благословения, причем всегда просят: «Батюшка, благословите меня есть молоко или творог! Мне врач сказал, что надо». На самом деле, если врач Вам предписывает диету молочную во время поста, пожалуйста, никто это не запрещает. Дело-то ведь не в том… Вы же не станете святым, если перестанете есть молоко или творог. Или молоко помешает Вашей святости? Нет! Господь никогда не говорил об ущемлении здоровья, всегда должна быть золотая середина. Поэтому я прошу всех, кто перед постом бегает к батюшкам за благословением. Не надо этого делать! Врач разрешил, но он не несет ответственность, он старается для нашего здоровья, для этого Господь нам врачей и попустил, чтобы врачи следили за нашим телесным здоровьем, а батюшки следили за духовным здоровьем. В этом большая разница. На другое я скорее обращу внимание. В пост, пожалуйста, никогда не смотрите телевизор и его развлекательные программы. У нас как раз пост – это массовая бесовщина. Почему? Старцы и вообще святые не любили театр, не любили зрелища. Сейчас это называется «шоу». Потому что всё это, как правило, связано с греховными деяниями. У нас идут бесконечные сериалы, где кровь брызгает на экраны телевизоров. На самом деле использование крови – это как черная магия, нельзя входить в эти состояния, нельзя на это смотреть. С одной стороны, мы постимся, мы молимся, с другой стороны, мы смотрим телевизор и входим в резонанс. Это не духовные передачи, а антидуховные, антипостовые. Ни в коем случае! Старайтесь избегать телевизора.

Я недавно читал проповеди и был задан такой вопрос: «Я пощусь, не смотрю телевизор. А мои домочадцы смотрят. Что мне делать? Подойти, вырвать из розетки шнур? Будет скандал». На это я обычно отвечаю так: «Дорогие мои! Если внешне доброе дело даст злой плод, то это уже не доброе дело. Сказано, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Если Вы получаете злой плод, не мешайте им смотреть телевизор. Лучше пойдите и усиленно молитесь где-нибудь тихонечко о них. Господь услышит Ваши молитвы. Для чего это всё делается? Для того, чтобы все-таки из нашего тела сделать сосуд Божий. Эта мысль проходит через всё Евангелие. Чтобы хотя бы Дары Святого Духа вошли бы в этот Божий сосуд и на протяжении поста как можно дольше находились в нас. Это очень важно. Я уж не говорю о пребывании Святой Троицы в нас. Это слишком великий, огромный подарок, такое бывает только у святых. А представьте себе, что мы действительно сделали из тела своего сосуд Божий, в него вошла Троица и мы проходим воздушные мытарства. Мы просто их пролетим! Кто может остановить Бога? Никакие бесы. А проблема в чем? Если мы оставляем грех в себе, то проходя эти мытарства, подобным мы притягиваем подобное и просто слетаем с этого пути в ад, и никто ничего сделать не может, потому что мы хозяева сами своего выбора: либо мы с Богом, либо с сатаной.

Если человек расположен к посту, если хочет идти к Богу, в этом большая радость. И пост идет легко. Но просить у Бога действительно помощи Божией, успокоения в этот период – это надо. Стучите и откроется, просите и дастся Вам, в том числе пост. Пост должен превратиться в радость, радость Богообщения. А у нас для многих пост – это каторга.

Мне очень понравились слова геронды Георгия. Это учитель, который сейчас живет на Афоне. Пост – это клети, которые стоят вокруг человека. Это клетка такая. Эти клети поставил Бог. Но бойтесь того, когда там появляются двери. Эти двери поставил дьявол.

Храни Вас Господь. Спаси Господи!

Иеромонах Михаил (Чепель)