О воспитании детей

О том, как должно родителям воспитывать детей

О важности воспитания

Причина всех бед скрыта в начале жизни, а как это происходит, я скажу.

Как только дитя родилось, отец измышляет всё, что можно, не с тем, чтобы упорядочить его жизнь, но чтобы его украсить и облачить в золотые украшения и одежды. Что же ты делаешь, человек? Пожалуйста, носи это сам, зачем же ты и ребёнка, который не вкусил ещё этого безумия, воспитываешь в нем? Чего ради одеваешь ему на шею украшение? Нужен добросовестный воспитатель, который наставлял бы ребёнка, а не золото. И волосы ему отпускаешь сзади, на манер девочки делая мальчика женоподобным и ослабляя его природную крепость, с самого начала превращая его в любителя излишеств и убеждая стремиться к неразумному. Зачем устраиваешь ты против него сильнейший заговор, зачем заставляешь пленяться телесным? «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор.11:14). Противно это природе, не позволил этого Бог, запрещено это дело и к эллинскому относится суеверию. Многие же и уши украшают золотыми серьгами. Угодны небу девушки, воздерживающиеся от этого, вы же распространяете эту заразу и на мужской пол.

Многие, может быть, будут смеяться над сказанным, как над ничтожными вещами. Не ничтожны эти вещи, но, напротив, очень значимы. Девушка, в материнских покоях приученная увлекаться женскими украшениями, когда покинет отеческий дом, будет злонравна и тяжела для супруга своего и требовательна более, нежели сборщики податей. Я уже говорил вам, что если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании.

Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу.

Не перестану я ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться о наставлении детей. Ибо, если боишься за ребёнка, докажи этим, – и не останешься без воздаяния. Слушай, что говорит Павел: «Если пребудут в вере и любви и святости с благоразумием» (1Тим.2:15). И даже если ты знаешь за собой тысячу зол, знай, что есть для тебя от грехов твоих и некое утешение. Воспитай борца для Христа! Не о том говорю, чтобы ты отвратил его от брака, послал в пустыню и подготовил к принятию монашеской жизни, не это говорю. Хотел бы и этого и всех молил бы принять это звание, но, если кажется оно обременительным, не принуждаю к тому. Воспитай борца для Христа и с детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязненным.

Если в не окрепшей ещё душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью. Ты имеешь в нем существо ещё робкое, дрожащее, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно. Ты первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем – Бог. Для себя ты трудишься.

Говорят, что жемчужины, если их сразу хватают, превращаются в воду. Когда же берущий их опытен, он помещает эту каплю на ладонь и круговым движением тщательно полирует и делает совершенно круглой. Если уж она приняла эту форму, её нельзя изменить. Ибо нетвёрдое способно ко всякой перемене, не имея ещё окончательной своей формы – оно легко привлекается ко всему; твёрдое же, получив определённость некоего состояния, нелегко покидает его и переходит в другое.

Итак, каждый из вас – отцов и матерей – подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают её красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотёсы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у вас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостаёт, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день – какое от природы есть у них дарование, – чтобы его умножить, какой недостаток, – чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных. Лучше всего, прежде чем он успеет изведать этого, приучи его быть трезвым, побеждать сон, бодрствовать на молитве, все слова и дела свои отмечать знаком Креста.

Считай себя царём, имеющим подчинённый тебе город – душу ребёнка, ибо душа – действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины; другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах; третьи же отдают приказания, как городские власти. Одни говорят разнузданно, как распутники, другие же серьёзно, как люди мудрые. Одни изнежены, как у нас женщины, другие рассуждают неразумно, как дети. Одни – подобно рабам исполняют указания, как слуги, другие же – благородны, как свободные.

Итак, мы нуждаемся в законах, чтобы изгнать дурных и поддержать добрых, и чтобы не позволять дурным восставать на добрых. Ибо подобно тому, как если кто-нибудь в городе установит законы, обеспечивающие полную безнаказанность ворам, все будет перевёрнуто вверх дном, так же, как и воины, если у них не будет достаточно мужества, все могут поставить под угрозу; и если каждый, оставив собственное место, будет стремиться к другому, то своекорыстием разрушит благоустройство, – так же и здесь.

Святитель Иоанн Златоуст