Беседы с батюшкой

Об измененном состоянии сознания, поврежденного грехом. Беседа 3

Еще один пример измененного состояния сознания люди, которые в быту тихие и спокойные. Кто-то из них может быть отцами семейств, передовиками труда. Но под этой маской могут скрываться маньяки, серийные убийцы. Некоторые из нацистских преступников в одной части своей жизни вели себя внешне благовоспитанно, а в другой зверски издевались над заключенными. Это пример того, как грех может искажать человека до неузнаваемости.

Вся земная история человечества определяется измененным грехом состоянием сознания – это история войн и революций, истребления целых народов, угнетения одних другими, возвышения кого-то за чужой счет. Изменение сознания от греха определяет то, что движущими мотивами человеческих поступков явлется не любовь, а зависть, ненависть, гордыня. Среди плодов этого могут быть любые злодеяния, включая убийство человека человеком.

Создание государства – одно из средств ограничения действия греха в мире, введения отношений между людьми в правовое поле. С другой стороны, и само государство, созданное поврежденным грехом людьми, несет на себе отпечаток всех их несовершенств. Отсюда авторитарные и тоталитарные режимы, государственный террор; возможность (при наличии определенных условий) использования государственного аппарата в личных целях. Государство в падшем мире может быть аппаратом защиты слабых от произвола сильных, но чаще оно выступает как инструмент более эффективного угнетения слабых сильными. Разные формы насилия, рабовладение, крепостное право, угнетение под видом заботы об общественном благе – история дает нам множество самых разных примеров того, как может быть изощренно поврежденное грехом человеческое сознание в своем желании причинить зло другим, порой даже и без какой-либо материальной выгоды для себя.

В своем желании совершать зло ради зла некоторые люди, закосневшие в грехе, уподобляются демонам. Многие из казней носили оккультный характер, в некоторых случаях открыто сатанинский, в других, «цивилизованных», прикрытый какими-то рациональными обоснованиями, но демонический по сути.

В советских школьных учебниках писали, что человечество в своем развитии проходит определенные стадии общественно-экономических формаций. По словам Ф. Энгельса, «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство»; «…в действительности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии». Как писал В.И. Ленин, «…государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Но для думающего христианина очевидно, что все эти общественные формации определяются далеко не только экономическими предпосылками, как об этом говорят теоретики богоборчества, а все историческое развитие определяется измененным состоянием сознания от первородного греха. Поврежденное грехом человечество просто вынужденно было создать государство. Страх руководит этим процессом. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об этом говорится так: «Священная история Ветхого Завета свидетельствует о том, что государство сложилось не сразу. До ухода в Египет братьев Иосифа государства у ветхозаветного народа не было, а существовала патриархальная родовая община. Государство постепенно складывается в эпоху Судей. В результате сложного исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государств». Но это не Промысл Божий!

Иеромонах Михаил (Чепель)