Монастырская библиотека

Образцы величайшей любви к Богу

Проповедь в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

Братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, придя на землю, избрал учеников, которые после Его крестных страданий и смерти посвятили свою жизнь проповеданию Евангелия Христова во всем мире. Сегодня мы празднуем престольный праздник Николо-Сольбинской обители – память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостол Петр был из простых рыбаков. Он был женат, имел супругу, детей, родственников. Когда Христос призвал его, он оставил своего отца, свое дело и тут же последовал за Христом. В Новом Завете он представляется как ревностный служитель Церкви Христовой, как один из любимых учеников Спасителя. Мы видим, как он пламенно служил просвещению людей светом христианской веры, и, чем больше он старался искренно и пламенно исполнять волю Божию, тем больше у него было искушений и трудностей, но он не останавливался перед ними и шел дальше.

У Господа было 12 учеников, которые все время следовали за Ним и старались слушать Его, запоминать все, что Он говорил, и исполнять Его заповеди. Трое из них отличались особой ревностью – Петр, Иаков и Иоанн. Кроме этих двенадцати, было еще 70 апостолов, которых Господь послал на проповедь Евангелия. И все они всю свою жизнь шли путем Христовым.

Апостол Петр был самым выдающимся из двенадцати. Мы читаем в Евангелии, что, когда была буря на море и явился Христос, идущий по воде, все испугались, думая, что это призрак. Апостол Петр, услышав слова Христа: «Это Я, не бойтесь», воскликнул: «Господи, повели мне идти к тебе по воде». Господь сказал: «Иди». И он вышел из лодки и пошел по воде ко Христу. В этом явилась его пламенная вера. Но когда Петр только на мгновение отвел свой взор от Христа, посмотрел под ноги, то есть обратил внимание на себя, и увидел, что ветер сильный, то испугался, потерял веру и сразу стал тонуть. Тогда он вскричал: «Господи, спаси меня!». Господь дал ему руку, и Петр оказался в лодке (см. Мф. 14:22-32).

В другой раз, когда апостолы на море ловили рыбу, явился Христос после Своего воскресения и спросил, есть ли у них какая пища. Они пожаловались, что всю ночь трудились, но ничего не поймали. Господь сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и найдете много рыбы». Когда они исполнили это, то от тяжести не могли вытащить мрежи, настолько они были наполнены рыбами. Апостол Иоанн Богослов сказал Петру, что это Христос. Тогда апостол Петр, как ребенок, бросил и сеть, и лодку, кинулся в море и вплавь добрался до берега, чтобы скорее увидеть Христа (см. Ин. 21:1-7). Его пламенная любовь и вера отражались в действиях.

Когда перед крестными страданиями Господь отправился с учениками на гору Фавор, то кого Он с собой взял? Петра, Иакова и Иоанна, и они видели Его Преображение. Христос сказал им, чтобы о том, что они видели на горе Фавор, никому не говорили, пока Он не воскреснет из мертвых. А когда они спустились с горы, Господь показал им чудо: исцелил отрока от беснования (см. Мф.17:1-9,14-23).

И, несмотря на все эти чудеса и на нетварный Свет Преображения Господня, которому апостолы были свидетели, соблазн, искушение и страх настолько одолели Петра, что, когда вели Христа на допрос к первосвященникам, он трижды отрекся от Него. Господь его предупреждал, что его самоуверенность будет иметь печальные последствия, и он должен был научиться отличать самоуверенность от веры.

Когда Господь воскрес, Он сказал мироносицам через Ангела, сидящего во гробе: «Скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мк. 16:7). Почему было сказано: «Скажите ученикам и Петру»? Потому что Петр отрекся от Христа и уже не состоял в числе учеников, так как сам себя лишил этого. А Господь, зная всю ситуацию, зная слабости человеческого естества, зная, что Петр раскаялся и горько плакал, сказал: «Скажите ученикам и Петру».

Когда же они были в Галилее при море Тивериадском, Христос спросил апостола Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (то есть другие апостолы). Он ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь сказал ему: «Паси агнцев моих!». Второй раз Он спросил: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?». – «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец моих». И в третий раз Господь спросил: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Апостол Петр даже немножко оскорбился, не смог стерпеть третий вопрос и стал говорить: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Господь сказал: «Паси овец моих» (Ин. 21:15-17).

Католическая церковь утверждает, что, трижды вопросив Петра и повторив «паси овцы моя», Господь придал апостолу Петру особую значимость, и тот является первым и главным среди апостолов. Но не в этом дело. Этими тремя вопросами Господь восстановил в ученическом и апостольском достоинстве отрекшегося от него апостола Петра. Петр до конца жизни проповедовал о Христе и не переставал плакать, так что потерял зрение от слез.

Апостол Петр проповедовал в Иудее, но в конце жизни ему было явление ангела, чтобы он шел с проповедью в Рим. Там апостола предупредили, что его скоро убьют за веру, за проповедь, за обличение нечестивых, и просили скрыться из города ради безопасности. Петр вначале отказывался, а потом еще раз в своей жизни проявил человеческую слабость и вышел из города, чтобы не быть убитым. У городских ворот Рима он, взглянув на встречного человека, узнал в нем Христа. Петр спросил Его: «Куда идешь?». Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы еще раз быть распятым». Вот эти слова обратили апостола, и он бегом побежал обратно в город, где был схвачен и заключен в тюрьму.

Апостол Петр был распят на перевернутом кресте, вниз головой, по своему желанию. Он считал себя недостойным быть распятым так же, как Христос. Таким образом, его проповедь увенчалась мученическим венцом. Апостол Петр до сих пор особо почитается всеми христианами и Вселенской Церковью.

Апостол Павел не был из среды апостолов, ни из семидесяти, ни из двенадцати. Он, будучи строгим исполнителем ветхозаветного закона, был последователем фарисеев, которые распяли Христа. Он полагал, что служит Богу тем, что воюет с вновь образовавшейся сектой. На это он получал от первосвященников грамоты и разрешения. Павел находил христиан, связывал их и приводил в Рим на казнь.

Однажды по дороге в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, его ослепил свет, и был гром, который слышали все бывшие с ним. Павел же слышал не гром, а громогласный глас Христа, Который сказал ему: «Савл, зачем ты Меня гонишь?». Будучи умным человеком, он не стал задавать много вопросов, чтобы понять, что происходит. Он сразу задал один правильный вопрос: «Кто ты, Господи?». И Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна?». Второй вопрос Павла был такой же правильный: «Что мне надо делать?». Господь сказал: «Иди в Дамаск, там будет тебе сказано, что делать». Господь явился апостолу Анании и сказал: «Найдешь в городе тарсянина, по имени Савл, нужно будет помолиться и вернуть ему зрение» (см. Деян.9:1-12).

Для чего Господь так сделал? Разве Он сразу не мог простить Павла и дать ему зрение? Но Павлу дано было испытание. Испытание его дальнейшей участи: как он себя поведет? И Павел не обиделся, не опечалился, не стал жалеть себя, что потерял зрение. Он с радостью исполнил то, что сказал ему Христос. Пришел в Дамаск, дождался Ананию, о котором был извещен в видении, получил исцеление и крестился. Через Ананию он был принят в число апостолов. И сразу пошел проповедовать о Христе как о Сыне Божием.  Все удивлялись этой проповеди и, зная, чем он занимался ранее, боялись его. Прятались от него даже некоторые апостолы, а он уверенно проповедовал о Христе (см. Деян. 9:17-22).

Когда апостол Анания говорил о Павле Господу: «Господи, сколько зла сделал этот человек, сколько претерпели люди из-за него, сколько смертей от его рук! И мне ли вернуть ему зрение?», Господь отвечал ему: «Это избранный мой сосуд, и ты не знаешь, сколько ему предстоит пострадать за имя Мое» (см. Деян. 9:13-16).

Вот так Господь распорядился судьбой Савла, ставшего Павлом, который тут же поменял свой нрав, свое направление и проповедовал больше всех апостолов. Он встречался с апостолом Петром в Иерусалиме и иногда, считая некоторые вещи неправильными, дерзновенно делал замечания апостолам из числа двенадцати. Даже апостолу Петру, когда он с другими апостолами пытался не смущать язычников и вел себя по-язычески, апостол Павел сказал: «Если ты, иудей, поступаешь по-язычески, как же учишь поступать их по-христиански?» (см. Гал. 2:12-14). Апостол Петр все делал для пользы Церкви и пытался не смущать язычников, которые только-только приходили ко Христу. Апостол Павел же из великой ревности не мог этого стерпеть. Он совершил три апостольских путешествия по странам, входившим в состав Римской империи, проповедовал, писал послания.

Последнее свое путешествие Павел совершил в Рим, где принял мученическую смерть через усекновение главы, как римский гражданин. В Риме он побывал два раза: первый раз в 61-63 годах, когда в узах был привезен туда, и второй – в 66-67 годах. Он написал 16 глав посланий к Римлянам.

Что связывает первоверховных апостолов Петра и Павла? Они были разными по происхождению: один был римским гражданином, другой – простым рыбаком. Один был ученым, другой – простецом. Петр был женат, имел детей, а Павел был девственником, никогда не имел ни жены, ни детей. Много у них было разного. Но Святая Церковь, празднуя память этих двух апостолов, прославляет их за то, что они больше всех потрудились в проповеди Евангелия Христова.

Конечно, Петра и Павла объединял общий труд, но больше всего их сближает и выделяет среди других апостолов то, что Господь попустил им особенно сильные потрясения и искушения. Один был гонителем Церкви, предавал христиан на смерть до своего обращения. Другой всегда исповедовал Христа самым пламенным образом, но вместе с тем не раз являл человеческую немощь и падал, как никто другой. Однако оба они, пройдя через все испытания, остались верными Богу, показали себя победителями и явили величайшую любовь ко Христу и величайшую силу Божию, которую они стяжали.

Поэтому сегодня мы поучаемся их жизни. И в наше время общество разделяется: также есть простецы и философы, есть люди разных убеждений, есть монахи, есть мирские. Но объединяет истинных христиан любовь ко Христу, объединяет стойкость в вере. Апостол Иоанн Богослов говорил еще в I веке: «Дети! последнее время» (1 Ин. 2:18). Сегодня эти слова понятны всем. Мы видим признаки апокалиптических времен. Видим то, о чем предупреждал апостол Павел, что будут большие соблазны, люди будут отличаться самолюбием, эгоизмом, будут непокорны родителям и властям, будут самолюбивы, своенравны, недружелюбны (см. 2 Тим. 3:1-5). Мы это видим. И это очень сильно проявляется сейчас в состоянии людей. Все стало именно таким. Почему? Потому что охладела наша любовь к Богу, мы забываем, что жизнь наша закончится. Не знаем, какова цель нашей жизни на земле, какие задачи стоят перед нами.

Ревность апостолов Петра и Павла, их жизненный путь, исполненный соблазнов, испытаний, падений и восстаний для нас сейчас актуален как пример. Как бы они ни падали, они вставали, шли вперед и до конца оставались верными Богу.

Если мы будем это помнить, то Господь и нас сподобит свидетельствовать о Нем, о Его Евангелии, о Его Любви к роду человеческому, к этому миру, который Он создал, к этой красоте, гармонии, к этому мудрому устроению и всему, что сделано для человека. Если мы все будем это помнить, то будем благодарить Бога, каждый в каком чине призван, как апостол Павел говорит: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:24). Кто стал монахом, тот по-монашески должен угождать Богу, кто мирской, имеет семью, детей, нужно положить живот свой и вымолить у Бога, чтобы все спаслись, все дети, все родственники, те, которые еще не пришли к Богу. Кто в каком состоянии, в каком чине, направлении по жизни идет, должен уразуметь, что сделал Христос, что сделал Бог для каждого из нас.

Для чего проповедовали апостолы и почти все были убиты, засвидетельствовав свою проповедь кровью? Для того, чтобы мы сохранили веру, берегли ее, чтобы мы ценили их подвиг и подражали их вере, их любви, их подвигу свидетельства о Христе. Тогда благодать Божия коснется и нас в той мере, в которой мы сможем воспринять, хранить и нести ее в Небесное Царство. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 12 июля 2019 г.

Поделитесь с друзьями: