Проповеди

Ощущать себя странниками на земле

Проповедь в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Всечестная Матушка игумения Еротиида! Братья и сестры! Всех вас поздравляю сегодня с престольным праздником обители, с днем памяти блаженной Ксении Петербургской!Сегодня мы читали Евангелие о том, как Господь призывает нас к соблюдению заповедей. Он не заставляет нас быть милостивыми, быть правдивыми, быть нищими духом, смиренными. Он не заставляет нас в обязательном порядке, под угрозой быть чистыми сердцем. Но Он говорит нам, что блаженны те души, которые стяжут эти добродетели, которые смогут исполнить эти заповеди, потому что в каждой из них находится великое благо. И исполнение заповедей приводит к блаженству.

Дело не в том, что Господь воздает нам за эти заповеди: вот ты исполнил заповедь, поэтому получай вот это; вот ты сделал это – получай вот это. Но Господь говорит нам, что, исполняя эту заповедь, человек получает вот это благо. Нарушая эту заповедь, человек лишается этого блага. И мы видим в жизни блаженной Ксении Петербургской ревность о том, чтобы исполнить заповеди Божии.

Жизнь каждого христианина должна быть направлена к богоугождению. Каждый христианин вольно или невольно становится мучеником в этой жизни. Только, как говорится в Священном Писании, если недостоин, незаконно человек подвизается, то не увенчается венцом спасения. Можно много страдать, можно жить очень трудно, и в то же время не получить спасения. Можно жить легко, радостно – и получить спасение. И все это зависит от самого человека, что он выбирает, как он строит свою жизнь, куда он ее направляет.

И самое важное в этой жизни, чтобы человек понял, что, хочет он или не хочет, он все равно встретит смерть, все равно перейдет в жизнь вечную, все равно в этой жизни он является временным жителем и должен ощущать себя странником.

В этом большой смысл: человек чувствует себя хозяином жизни, думает, что является кем-то значительным в этой жизни, или человек считает себя в этой жизни странником независимо от своего положения, богатства, ума или должности.

Если человек выбирает ту сторону, что считает себя странником, то сокровище такого человека бывает на небесах. Если человек выбирает такое понятие, что он должен наслаждаться этой жизнью и получить здесь всё и как можно больше, то сокровище такого человека бывает на земле. И тут определяется уже, куда человек идет: устремляется он взором своим, всеми движениями ума, души и тела к Богу или он живет для себя.

В наше время очень многие люди хотят жить для себя. Иногда человек, который уже вроде бы должен быть зрелым, его ум должен быть твердым, говорит глупости: я не хочу заниматься никакими делами и не хочу служить никому, я хочу жить для себя. А живет он как раз не для себя тогда, потому что живет неправильно. Человек живет для себя, когда живет для других, когда жертвует все свое Богу и служит людям, – вот тогда он для себя живет.

И есть еще такое заблуждение, даже в монашеской жизни, когда человек говорит, что если я буду делать добро, принимать людей или буду приветливо, гостеприимно относиться к людям, то я не смогу молиться. Это заблуждение, потому что молитва окрыляется добрыми делами. И когда человек бывает приветлив, настроен к людям по-доброму и хочет служить людям, молитва только обогащается в таком человеке, только больше и больше раскрывается. Когда человек закрывает себя для всех, то там не молитва – там самомнение.

Ощущение себя странником на земле – это очень удобное делание для того, чтобы стяжать правильное отношение к Богу и к людям и дать правильную оценку всему видимому и невидимому, всему внешнему и внутреннему, потому что тогда становится всё на свои места.

Блаженная Ксения Петербургская начала такой подвиг тогда, когда потеряла близкого человека, своего супруга, и поняла, что он наверняка недостаточно покаялся. А поскольку она отвечает не только за себя, но и за супруга по заповедям Божиим, то она посчитала своим долгом спасать и себя, и его. Поэтому она приняла на себя подвиг странничества и оплакивала и его душу, и свою.

Но что же мешает нам найти предмет для плача, что мешает нам вспоминать свою душу, которая бывает мертвой в живом теле и оплакивать ее? Вот как раз к этому призвано монашество, монашествующие в монастырях должны оплакивать свою душу.

Когда человек начинает оплакивать свою душу, как мертвую, как никчемную, как неспособную жить в Царстве Небесном, тогда начинает эта душа оживать. Человек начинает видеть смысл в этом делании, он наполняется духом Божиим, наполняется благостью, радостью. Он бывает приветлив, доволен и открыт. И Господь пребывает с таким человеком.

А если человек забывает, для чего он приходит в обитель, для чего живет на земле, начинает думать, что ему должны служить, что всё должно быть так, как он хочет, всё для него должно совершаться, то тогда его душа начинает издавать зловоние, и человек становится недовольным, ропотливым, невыносимым. Он чувствует, что и сам себе он не нравится. И потом для оправдания себя, если не покается, он чаще всего начинает искать виноватых и идет в еще большую пагубу.

Когда человеку есть чем заниматься, есть что оплакивать и он это делает, тогда человек бывает совсем другим. Он бывает и себе в радость, и людям в радость, и Божию Славу умножает на этой земле.

Поэтому, братья и сестры, я желаю такого устроения и себе, и вам, чтобы мы всегда помнили, что у нас есть мертвец в живом теле – наша душа, которую нужно оплакивать, очищать покаянием, нужно всегда помнить, что в этой жизни очень многое зависит от самого человека, будет он спасен Господом или нет.

Если человек будет плакать и искать Бога, будет понимать, что без воли Божией, без благодати Божией он ничего не может сделать хорошего в этой жизни, то такой человек приобретет смысл жизни, наполнится благодатью и станет участником и наследником Царства Небесного.

Сегодня, прославляя подвиг блаженной Ксении Петербургской, мы видим, как Господь ничего не оставляет в тайне: никакого доброго делания, никакого подвига, никакой молитвы – всё у Него учитывается. Поэтому наша задача – как можно больше приобретать в этой жизни через ощущение себя странником на земле, через смирение перед людьми, через послушание.

Нужно всегда помнить, что самое главное – постараться услышать, что хочет от нас Господь (а это Он говорит в заповедях Евангелия), и стараться это делать. И каждый раз, когда не получается, человек должен плакать и сожалеть об этом. Такое делание будет сохранять его и от уныния, и от ропота, и от недовольства, и от осуждения. И он будет свободным, будет радостным. И душа будет свободна для молитвы.

Поздравляю вас с этим великим днем для обители, с престольным праздником. И желаю, чтобы все мы с вами, братья и сестры, всегда ощущали себя странниками на земле и тем самым приобретали Царство Небесное молитвами святой блаженной Ксении Петербургской. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 6 февраля 2013 г.

Поделитесь с друзьями: