Монашеское деланиеНовостиПроповедиФотолетопись

Пример послушания

Проповедь на Литургии в день погребения монахини Александры

Сегодня мы провожаем отшедшую ко Господу матушку – монахиню Александру, которая жила среди нас, трудилась и являла послушание. Я вспоминаю, как она всегда очень дорожила послушанием Матушке Игумении. Это был пример послушания. Это было очень приятно, потому что человек соответствовал месту своего пребывания на земле. Где бы человек ни был, он должен соответствовать месту, где он пребывает. И если он соответствует, значит, получает пользу. И от него есть польза для других людей. Если он не соответствует, значит, он не справляется, значит, он не получает сам и другим не приносит пользу.

Место монашеского подвига – монастырь. Соответствие на этом месте происходит тогда, когда человек понимает, куда он приходит, для чего он приходит и как нужно жить, для того чтобы соответствовать. На первом месте в монастыре, в месте подвига, становления глубокой личности идет послушание. Я помню, когда я еще был маленький, приезжал в монастырь к матушке Филофее, она тогда была послушницей и учила меня: «В монастыре надо всё спрашивать, в монастыре надо всё делать с благословения. Встретишь матушку, кланяешься – благословите». И вот это наставление до сих пор звучит у меня в ушах. Только очень мало я вижу, что это совершается по-настоящему. И на самом деле, не бывает становления личности без послушания. Человек может в монастыре 159 лет прожить и не стать Личностью.

Я забыл, как в первый раз в жизни увидел матушку Александру, мне напомнили об этом. Недавно был ее юбилей – 80-летие. Она рассказывала, что, оказывается, я её привёз сюда, в монастырь. В Лавре она искала, где ей подвизаться, и кто-то ей сказал, что есть такой-то иеромонах и у него сестра – игумения монастыря, а монастырь в лесу. Она меня нашла и говорит: «Везите меня». Я об этом совершенно забыл. И слава Богу, что я сегодня здесь, и опять я соприкоснулся души этого человека – матушки Александры. Я не знал её близко, но всегда мне было умилительно видеть, как она старается, как она уже в преклонных годах трудится на огороде и переживает, чтобы всё взошло, чтобы всё получилось. Она ходила, искала, кто бы ей помог, постоянно собирала то на трактор, то на часовню, то на очистку прудов. Она очень старалась, по благословению игумении, по послушанию, собирала деньги, и люди ей давали. Она собрала средства, и немалые, был куплен трактор с навесным оборудованием, большое для монастыря дело.

Я хочу сказать, что жила мать Александра незаметно и умерла она незаметно. У неё есть дети. Бог знает, где они находятся, я их ни разу не видел. Я думаю, что она в течение многих лет не видела их. И получилась у неё настоящая монашеская жизнь, то есть жила она одна, вдалеке от своих родственников, в этом монастыре. И скончалась так же, по-монашески. Вчера на вечерней службе храм не был полный. И сегодня так же. Но в этом и состоит монашество, чтобы человек тихо, спокойно, незаметно жил пред Богом и уходил к Богу.

Любой человек, который жил на земле, хоть и старался не совершать грехов, старался жить хорошо, подвизался, делал много хорошего, но нет такого человека, который бы не делал ошибки. Не делает ошибки тот, кто вообще ничего не делает. Если человек начинает что-то делать, обязательно будут ошибки. У нас, монахов, ошибки состоят в нарушении каких-то канонов, и мы просим Бога, чтобы Он простил нас, снисходил к этим ошибкам ради своей милости.  Так и ошибки матушки Александры Господь прощает ради Своей милости, ради молитв всех нас, всех сестёр, которые здесь стоят, ради её старания на послушании.

Я еще раз повторяю, что мне было очень приятно видеть в ней пример старания и послушания Матушке игумении. Если человек не совершает послушания игумении или игумену в монастыре, он отщетавается, то есть становится бесполезным себе и людям. Куда бы ни пошёл этот человек, он везде будет таким же, и выход из этой ситуации – научиться всё спрашивать, во всём слушаться и поставить себе за правило стараться угодить Богу, угодить тому человеку, который ведёт к Богу. А в монастыре это игумения. У нас сейчас нет старцев, нет стариц. И по уставу Русской Православной Церкви игумен или игумения отвечает, во-первых, за духовную жизнь каждого брата или сестры, а потом за всё остальное. Поэтому успех духовной жизни монаха – это послушание игумении или игумену. Успех духовного жизни – это старание, это покаяние, это непрестанная молитва. Иисусова молитва на устах, старание, послушание, послушание игумении, как и благочинной, начальству, послушание всем сестрам и постоянное самоуничижение, сокрушение сердечное, чтение Священного Писания, Евангелия – это то, что укрепляет крылья для того, чтобы монах или монахиня улетели к Богу.

У каждого человека есть свой путь, свои плюсы и минусы. И преподобный Антоний Великий дал нам пример, что он делал: он искал преподобных отцов, общался с ними и у каждого брал то, что ему нравилось, добродетели. Также и нам нужно обращать внимание не на немощи людей, не на немощи сестёр, а найти в них то, что нам полезно, потому что то, что добродетельно, то, что полезно, оно благоухает. И тогда мы уподобимся пчеле, которая садится не на все цветы, а только на те, которые благоухают. И собирает не всё, что попало, а то, что полезно для составления мёда. Так и нам надо учиться у всех, с кем мы встречаемся, особенно у монашествующих, у более духовных людей, чем мы, учиться добродетелям. Если мы увидим что-то не совсем добродетельное, это надо забыть. И идти дальше искать то, что ты ищешь, то, что едино надо на потребу, – Христа, добродетели. Вот в этом заключается мудрость монашеской жизни, но начинается всё с послушания. И со стремления угождать Богу, угождать тем людям, которые управляют, дают импульс, куда идти, что делать и как жить. Поэтому в этом заключается начало, середина, конец, успех всей жизни человека.

Поэтому сегодня возблагодарим Бога, что мы видим перед собою урок добродетели, вспоминаем человека, у которого я лично нашёл вот это старание, вот это умение угождать Богу, угождать игумении, совершать послушание. И, ища Бога, собирать в своем сердце, аккумулировать, чтобы когда придёт последний день, когда придёт наш час перехода в вечность, мы тоже смогли как-то оправдаться.

Упокой, Господи, душу рабы Твоея монахини Александры и её молитвами спаси и нас, грешных! Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 29.06.2022 г.