Проповеди

Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия на праздник апостолов Петра и Павла

2Мы сегодня читали послание апостола Павла, который говорит о себе, как о неком человеке, сподобившемся ещё в теле слышания неизреченных глаголов в Царствии Небесном. По своему смирению он, рассказывая это, сообщает и о том, что Господом был ему дан ангел сатанин, т.е. дух злобы, который делал ему всегда пакости, чтобы апостол не превозносился за великие дарования. Мы знаем, как проявлялась эта немощь, как действовал этот ангел сатанин. Когда Павел начинал проповедовать, у него выходили глаза из орбит, и от напряжения он ничего не мог делать. Он смирялся, терпел это и благодарил Бога за всё.

Также в Евангельском чтении мы слышим сегодня, как Господь спросил своих учеников, за кого Его, Сына Человеческого, почитает народ. Апостолы отвечали, что некоторые думают, что Он Иоанн Креститель, воскресший из мертвых, некоторые, что Илия, а некоторые, что один из пророков. Тогда Господь вторично спрашивал: «А вы сами за кого Меня почитаете?» И тогда апостол Пётр сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И Господь отвечал ему так: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а через тебя сейчас произнёс это слово сам Господь, Дух Божий, Дух Истины. Ты Пётр, и на этом камне Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Мы видим, что Господь в особо важных случаях берёт апостолов Петра, Иакова, Иоанна поближе и показывает им особые таинства, раскрывает им больше, чем другим ученикам.

Пророк Иоанн Креститель, проповедуя на Иордане, показал рукой на Христа, идущего мимо, и сказал: «Се – Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира». И апостол Пётр всё оставил и пошёл за Христом. Он так всегда шёл за Христом и имел наибольшую ревность из всех апостолов. Поэтому Господь брал его с Собой и в Гефсиманский сад, и на гору Фавор, когда была явлена слава Божия. Может быть, апостол Пётр думал, что всегда будет при Спасителе и всегда ему будет так благодатно, как на Фаворе, когда он говорил: «Хорошо здесь быть! Наставник, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Илии, одну Моисею, и будем здесь обитать». Тогда он не знал, почему Господь открывает ему эти таинства, это величие Своё. Он не знал, что ему предстоит ещё быть в Гефсиманском саду, увидеть капли крови и пота на лице Спасителя, пребывающего в молитве перед предстоящим подвигом искупления всего рода человеческого. Он ещё не видел, как ведут Христа на двор архиерея, он ещё не представлял, как он поведёт себя там, он думал, что всегда будет благоденствовать со Спасителем. И вот, когда Господь сказал, что Ему предстоит много пострадать и вознестись на крест, то апостол Пётр сказал: «Да не будет этого с Тобой!» Так как?! В одном случае Господь говорит ученику, что он Пётр, и на этом камне основывается Царство Божие, а в другом случае: «Отойди от Меня сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое», потому что апостол Пётр жалел Христа как человека.

Мы видим, как Господь дальше говорит: «Приближается время, когда вы все оставите меня и бежите». И опять апостол Пётр отвечает: «Господи! Если и все разбегутся, то я буду всегда с тобой, и я готов умереть за тебя!» И тогда Господь, видя эту самоуверенность, попустил ему быть испытанным, познать свою человеческую немощь, и сказал ему: «Не пропоёт петух, как ты трижды отречёшься от Меня». И вот, когда Господа уже вели на распятие от Каиафы к Анне Первосвященнику и зашли во двор, тогда он тоже зашёл посмотреть, что будет дальше. И его увидела служанка и стала всем говорить, что этот тоже был с Ним. Апостол от неожиданности испугался и стал отрекаться от Христа. И когда второй раз он сидел там, другая увидела его и сказала то же, что это точно он, потому что я видела его в саду, и он опять отрёкся от Христа. Когда Христа увели, помучили и вернули обратно, то слуги опять увидели апостола Петра у огня и говорили: «Точно! Мы же тебя видели!» И апостол в третий раз отрёкся от Христа: «Не знаю, что вы говорите. Я не знаю этого человека». И повели Христа мимо Петра, и Он взглянул на ученика, запел петух, и тот вспомнил слова, которые сказал ему Христос совсем недавно, что он скоро, будучи таким самоуверенным, отречётся трижды. И Пётр заплакал, раскаялся, и не просто раскаялся, но покаялся. Потому что раскаялся и апостол Иуда, но он не покаялся. Т.е. один сожалел, что сделал и пошёл удавился, а другой сожалел, что сделал, и начал исправляться: плакал, пытался найти опять Христа и примириться с Ним.

С одной стороны, в Евангелии много раз видны пылкость и ревность апостола Петра, а с другой стороны, часто проявляется в нём человеческое. На море, когда он увидел Христа, идущего по воде, он сказал: «Господи, если Ты, Сам наш Учитель, то повели мне идти по воде». И когда Господь сказал: «Иди!», то он вышел из лодки и пошёл по воде к Спасителю. Пока он ни о чём не думал, он шёл по воде. Но когда он посмотрел на себя, на воду под ногами, и стал думать по-человечески: «Как же это?!», то начал утопать и вскричал: «Господи, спаси меня!» И Господь поднял его, и они пошли в лодку. Вот такая ревность была у верховного апостола Петра. Он всегда пламенел любовью ко Христу, но чтобы понять своё несовершенство и осознать, что самое главное в человеке это даже не добродетели, которые он стяжал, а смиренное о себе мнение, Господь попускал ему видеть свои немощи. Потом, когда Господь дал апостолам Духа Святого, они вышли проповедовать, и многие люди обращались ко Христу, когда тень проходящего Петра исцеляла болящих, то он, уже будучи испытан своим падением и познав свою немощь, мог правильно использовать этот опыт и не превозноситься, что Господь через него творит такие большие чудеса и исцеления.

Апостол Пётр был простым рыбаком, и чудо Божие ещё явилось на нём в том, что он, будучи неграмотным, но получив благодать Святого Духа, пошёл проповедовать и оставил даже соборные послания. Мы знаем, что есть соборные послания апостола Петра – первое и второе, в которых он наставляет, учит – вот такая благодать была в нём. Другой апостол, которого мы сегодня почитаем, вспоминаем его подвиг, – это апостол Павел. При жизни Иисуса Христа на земле он не ходил за Ним, хотя наверняка о Нём слышал. Он придерживался мнения фарисеев, саддукеев и книжников, которые считали, что Христос обманом привлекает к себе народ и разрушает обычаи. Люди, слыша проповедь Христа, шли за Ним. Фарисеи боялись, что потеряют влияние в народе. Они считали Христа одним из новых проповедников, не хотели Его принимать и не привели людей к Нему, как им подобало сделать. Когда Павел по своей ревности брал письма от первосвященников, собирал христиан, связывал и предавал их на мучения, то однажды, по дороге в Дамаск, Господь явился ему во свете, и он упал от большого сияния, и Спаситель сказал ему: «Савл, Савл, почему ты Меня гонишь?» Апостол, будучи умным человеком, понял, что противиться этой силе бесполезно. Он сразу смирился и спросил: «Господи, кто Ты?» И Господь сказал: «Это Я, Иисус, Которого ты гонишь!» И тогда говорит: «Что мне надо делать?» И Господь сказал ему: «Иди в Дамаск. Там будет послан Анания, он помолится, возложит на тебя руки, и ты прозреешь», а Савл потерял зрение. И вот, получивший зрение от рук Анания апостол Павел даже не вернулся домой – он тут же пошёл проповедовать Христа, так что апостолы удивлялись его силе проповеди и боялись, что он не истинный ученик, а, может, специально так делает, чтобы выявить христиан, но потом они поняли всё и дали ему руку общения. И потом Павел о себе говорил, что он ничем не меньше других апостолов, хотя и считает себя извергом и наименьшим из апостолов, потому что гнал Христа, гнал Церковь Божию. Когда Анания говорил: «Господи, этот Савл сколько зла сделал, сколько людей погубил, сколько умерло из-за него, и мне ли вернуть ему зрение?», Господь сказал: «Оставь, это мой избранный сосуд, ты не знаешь, сколько он должен претерпевать за Имя Моё». И с тех пор апостол Павел совершил четыре путешествия по всем странам того образованного мира, по всей империи, и во многих местах обращал народы ко Христу, созидал Церковь, поставлял епископов, пресвитеров и больше всех написал посланий – мы знаем 14 послания святого апостола Павла.

Если смотреть по человеческим понятиям, то, конечно, каждый из апостолов много трудился. И апостол Иаков пострадал за Христа, и апостол Иоанн Богослов потрудился и оставил Евангелие, послания, Откровение. Так почему святая Церковь, святые отцы дали сегодня нам такой праздник первоверховных апостолов Петра и Павла? Что объединяет их, что связывает? Один неучёный, другой учёный, один имел семью и детей, другой был девственником. Мы знаем, что апостол Пётр оставил жену и детей, когда увидел Христа, а апостол Павел вообще не был женат. Но проповедовали они оба. Почему их память сегодня вместе? Почему мы считаем их первоверховными? Мне кажется, что, показывая жизнь и немощи обычного человека в апостоле Петре, показывая глубину знаний и уровень римского гражданина в апостоле Павле, который, когда увидел Христа, сказал, что всё, что он знал до этого, почитает за сор, этим самым святая Церковь даёт нам понять, что любой человек, какой бы он ни был – грамотный или неграмотный, бедный или богатый, в любом состоянии, любой национальности, абсолютно любой человек может прийти ко Христу. Все дары от Бога, и у каждого человека есть немощи, но самое главное, ради чего сегодня закончился пост, когда мы празднуем праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, что святая Церковь привлекает наше внимание на их труды, потому что и апостол Пётр, и апостол Павел трудились с тех пор, как они пришли ко Христу, трудились не покладая рук, чтобы созидать свои души и Церковь Божию. И вот в этом каждый из нас, братья и сёстры, может подражать их трудам, их смирению, их неустанному рвению и старанию всё сделать во славу Божию. И вот именно эти качества: старание, устремление к Богу – есть и в апостоле Петре, и в апостоле Павле.

В 70-е годы они оба отдали свои жизни за Христа. Один из них – апостол Павел – как римский гражданин был усечён мечом, а апостол Пётр распят. Только он не захотел умереть, как Христос, считая себя недостойным, но был распят, по своему желанию вниз головой. И таким образом они отдали свои души в Руки Божии.

Для нас сегодня, братья и сёстры, особый праздник. В жизни апостолов очень много полезного для нас. Мы часто узнаём себя в эпизодах жизни и апостола Петра, и апостола Павла. Когда мы читаем их писания, послания, мы видим, что они очень актуальны для нас сегодня, несмотря на то, что были написаны около 2 тысяч лет назад. Самое главное, мы должны осознавать, что наше понимание часто далеко расходится с пониманием первых христиан, с понимание святых апостолов. Господь их посылал на проповедь без сумы и без сапог – без ничего, учил надеяться на Его помощь, и они искали только славу Божию. Сегодня мир дошёл до того, что нужны удобства, нужна роскошь. Иногда нам не нравится тот мир, который у нас сейчас. За него мы должны благодарить Бога, а нам кажется, что всё очень тяжело, плохо. Мы поймём, что нам было хорошо, только тогда, когда всего лишимся. Чтобы не искать наслаждений, не искать удобств, не искать особых состояний, особого расположения к нам, чтобы настроиться на такую жизнь, мы можем посмотреть, как вели себя святые, и увидеть, что жизнь каждого из них, особенно святых апостолов, в том числе апостолов Петра и Павла, была исполнена скорбей, болезней, неудач, гонений, и это всё послужило им в славу. То есть они с радостью прошли через все эти скорби, трудности, болезни – апостол Павел пишет сколько раз его били палками, один раз побили камнями или несколько раз, но один точно раз побили камнями, и думали, что он мёртв, но он встал через какое-то время и пошёл дальше. Сколько раз его закрывали в темнице, сколько раз ему мешали проповедовать, сколько раз подвергали опасности, и он этим всем хвалится! Когда у нас наступают какие-то небольшие бедствия, какие-то болезни, какие-то трудности, мы не часто хвалимся этим и не часто радуемся. А апостол Павел говорит, что нужно молиться и радоваться, когда попадаем в различные искушения. Вот состояние, которое должны иметь христиане! Человек, который прошёл через скорби, через болезни, через гонения, через трудности совсем-совсем отличается от человека, который этого не претерпел. И вот все эти бедствия, трудности, болезни Господь даёт людям для возрастания их душ, для того, чтобы они стали более опытными, чтобы они уповали на Бога, а не на свои силы, чтобы они надеялись и верили, что Господь близко и всегда может помочь. И вот, когда у человека такое состояние, такой настрой, то он бывает надёжным и для себя, и для того общества, где он живёт. Он бывает в помощь всем.

Поэтому всегда, братья и сёстры, когда Господь вспоминает о нас и даёт нам скорби, болезни, вспомним святых первоверховных апостолов Петра и Павла, почитаем об их жизни и увидим, сколько раз они подвергались трудностям, что чуть не умирали каждый раз. Сколько раз апостол Пётр был заключён в темницы, сколько раз его подвергали различным испытаниям! Вспомним, как святые люди проповедовали Бога, старались не грешить, жили свято, но терпели свои искушения и слабости. А сколько у нас грехов, сколько у нас немощей, сколько у нас ошибок в жизни, но мы хотим жить без трудностей, испытаний и болезней! А Господь попускает их для нашего же блага, для того, чтобы мы, пройдя через эти трудности, обновлялись и начинали понимать совсем по-другому этот мир и смысл жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что змея, когда хочет обновиться, сбросить с себя старую кожу, то выбирает узкую щель, проходит через неё и оставляет свою ветхость, обновляется, выходит совсем чистой. Вот так и человек: пока он не пройдёт через большие трудности, скорби, испытания, болезни, то очень многого в этой жизни понять не способен, он не может понять других людей. И горе, если такой человек будет возглавлять общество, тогда все от него будут страдать. А когда человек прошёл через трудности, скорби, испытания, то он легко сможет понять себя и людей вокруг. Если он будет поставлен во главе какого-то общества, какой-то организации, то будет доставлять всем радость, ощущение надёжности и устойчивости.

Будем радоваться сегодня, братья и сёстры, и благодарить Господа за то, что мы имеем, и навсегда запомним, что жизнь каждого человека, идущего в Царствие Небесное, особенная. Господь в Евангелии говорит, что тесен путь и узкие врата, ведущие в Царствие Небесное; широк путь и широки врата, ведущие в погибель. Поэтому не бывает так, что человек делает что хочет в жизни, идёт широким путём и себе ни в чём не отказывает, от него люди страдают, а он и не замечает, и при этом спасается. Вспомним притчу о богаче и Лазаре: умер Лазарь и был отнесён на лоно Авраамово, умер богач и мучился во аде. Что сказал Авраам, когда богач попросил, чтобы Лазарь принёс ему воды? «Между нами и вами широкая пропасть, и то, что ты просишь невозможно, потому что он получил злое в этой жизни, в жизни земной, а ты только благое. А теперь роли поменялись».

Нам может быть, братья и сёстры, и не стоит искать особых страданий и делать такие вещи, чтобы страдать. Потому что апостол говорит, что если вы страдаете за грехи, то никакой вам пользы нет, никакой награды, а если вы страдаете за истину, за добро, вот это похвально. Но если мы будем с благодарностью, безропотно, с радостью принимать скорби, как от руки Господни, и благодарить Бога за всё, молиться Ему, славословить Его, то каждая трудность нас поднимет ещё выше, сделает нас ещё чище, ближе к Богу и святым.

Сегодня святые первоверховные апостолы Петр и Павел царствуют со Христом в Царствии Небесном и, обращаясь к нам невидимо, как бы своей жизнью говорят нам: «Вот, братья, выбирайте такой же путь – злострадания, терпения и довольства всем. Если вы хотите вечного Царствия Небесного. Другого пути в Царствие Небесное нет». Будем укрепляться молитвой, таинствами, учиться терпеть, благодарить за всё Господа, прославлять Его и святых и, таким образом, постепенно мы получим утешение и в этой жизни, и в жизни вечной. С праздником!