Проповеди

Собор Архистратига Божия Михаила

Всем известны пер­вые слова Биб­лии: «В начале сотво­рил Бог небо и землю». В этих сло­вах под «небом» свя­тые отцы пони­мали не наше голу­бое небо и даже не звезд­ное небо, не все­лен­ную с ее галак­ти­ками и туман­но­стями (ибо весь этот мате­ри­аль­ный кос­мос назван сло­вом «земля»), а пони­мали гор­ний мир, мир бес­плот­ных существ, мир Анге­лов. Вообще в Свя­щен­ном Писа­нии выра­же­ние «небо и земля» озна­чает пол­ноту тво­ре­ния Божия – все то, что создано Богом. Таким обра­зом, из самых пер­вых слов Биб­лии нам откры­ва­ется вели­кая тайна – мы узнаем, что тво­ре­ние Божие состоит из двух частей: неба, или нема­те­ри­аль­ного Ангель­ского мира, и земли, то есть мате­ри­аль­ного кос­моса. В после­ду­ю­щих сти­хах Биб­лия довольно подробно повест­вует об устро­е­нии Богом «земли», то есть мате­ри­аль­ного мира. Об Ангель­ском же мире больше ничего не гово­рится. Писа­ние покрыло эту тайну мол­ча­нием, – может быть, потому, что чело­век, какой он есть сей­час, все равно не мог бы ее вме­стить. Ибо реаль­но­сти гор­него мира непо­сти­жимы для людей, в чем убеж­дают нас, напри­мер, и извест­ные слова Хри­ста: «Если Я ска­зал вам о зем­ном, и вы не верите, как пове­рите, если буду гово­рить вам о небес­ном?» Вот почему о жизни Анге­лов нам известно немного. Попро­буем тем не менее на осно­ва­нии Биб­лии и свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний изло­жить то, что мы знаем об Ангель­ском мире.

Итак, что же за суще­ства Ангелы? Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин дает сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние: «Ангел есть сущ­ность, ода­рен­ная умом, все­гда дви­жу­ща­яся, обла­да­ю­щая сво­бод­ной волей, бес­те­лес­ная, слу­жа­щая Богу, по бла­го­дати полу­чив­шая для своей при­роды бес­смер­тие, како­вой сущ­но­сти вид и опре­де­ле­ние знает один Созда­тель… Ангелы – вто­рые, пости­га­е­мые только умом, светы, име­ю­щие свет от пер­вого и без­на­чаль­ного Света; не име­ю­щие нужды в языке и слухе, но без про­из­но­си­мого слова сооб­ща­ю­щие друг другу соб­ствен­ные мысли и реше­ния… Они – сильны и готовы к испол­не­нию Боже­ствен­ной воли, и вслед­ствие быст­роты, при­су­щей их при­роде, тот­час повсюду ока­зы­ва­ются, где бы ни пове­лело Боже­ствен­ное мано­ве­ние, и обе­ре­гают обла­сти земли, и управ­ляют наро­дами и стра­нами, смотря по тому, как пове­лено им Твор­цом, и рас­про­ря­жа­ются нашими делами, и помо­гают нам… они видят Бога, насколько для них воз­можно, и имеют это пищей».

Таким обра­зом, из слов свя­того Иоанна сле­дует, что Ангелы есть суще­ства бес­плот­ные, бес­смерт­ные, несрав­ненно более совер­шен­ные, чем чело­век в его зем­ном состо­я­нии. Ангелы были сотво­рены Богом раньше, чем мате­ри­аль­ный мир, раньше, чем яви­лось время, про­стран­ство и мате­рия. Тот факт, что к моменту сотво­ре­ния мира Ангелы уже суще­ство­вали, под­твер­жда­ется сло­вами Гос­пода в книге Иова: «Егда сотво­рены быша звезды, вос­хва­лиша Мя гла­сом велиим вси Ангели Мои».

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин гово­рит, что Ангелы «не имеют тро­я­кого изме­ре­ния». Это озна­чает, что в нашем трех­мер­ном про­стран­стве они не зани­мают ника­кого объ­ема и не имеют в нем ника­кого раз­мера. Это и понятно, ведь Ангелы суще­ство­вали, когда самого этого про­стран­ства еще не было. По той же при­чине Ангелы не свя­заны про­стран­ством в такой сте­пени, как мы, и могут, напри­мер, мгно­венно пере­ме­щаться в любое место; также для них не суще­ствует мате­ри­аль­ных преград.

Ангелы обла­дают вели­кой силой, вла­стью и могу­ще­ством, о чем сви­де­тель­ствуют мно­гие харак­тер­ные повест­во­ва­ния Биб­лии. Напри­мер, свя­той Иоанн Бого­слов видел в откро­ве­нии «Ангела силь­ного, схо­дя­щего с неба, обле­чен­ного обла­ком; над голо­вою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огнен­ные». И еще видел дру­гого Ангела, схо­дя­щего с неба и име­ю­щего вели­кую власть и славу, так что земля осве­ти­лась от славы его. О могу­ще­стве Ангель­ских чинов пре­по­доб­ный Фео­дор Сту­дий­ский гово­рит, что сила и власть даже одного Ангела настолько велики, что он мог бы весь мир уни­что­жить во мгно­ве­ние ока.

При­рода Ангель­ская неви­дима и непо­сти­жима для чело­века, но знает ее только сотво­рив­ший ее Бог. Хотя в Биб­лии и опи­саны явле­ния Анге­лов в виде све­то­нос­ных юно­шей, или вои­нов, или шесто­кры­лых живот­ных – Херу­ви­мов, или таин­ствен­ных колес­ниц, или мно­го­очи­тых львов, тель­цов и орлов, однако свя­тые отцы гово­рят, что эти образы не явля­ются истин­ной при­ро­дой Анге­лов, но при­ни­ма­ются ими только ради людей, ради их вос­при­я­тия – для откро­ве­ния им Боже­ствен­ных тайн. «Ангель­ские силы нис­хо­дят с кры­льями, – гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, – не потому, чтобы у этой бес­те­лес­ной силы были кры­лья, но в знак того, что они схо­дят с высо­чай­ших обла­стей, оста­вив гор­ние оби­тели». Саму же Ангель­скую при­роду никто из людей не видел и видеть не может. Однако при­рода эта отча­сти все же про­яв­ляет себя при явле­ниях Анге­лов, и, по сло­вам свя­тых отцов, она невы­ра­зимо пре­красна и сияет бес­чис­лен­ными совер­шен­ствами, кото­рые вло­жил в нее создав­ший ее Бог.

Ангелы явля­ются слу­жи­те­лями Бога и Его посред­ни­ками в управ­ле­нии миром. «Эти Умы (Ангелы), – гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, – при­няли каж­дый какую-либо одну часть все­лен­ной или при­став­лены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо все Устро­ив­шему и Рас­пре­де­лив­шему». Из книги Апо­ка­лип­сис видно, что суще­ствуют Ангелы, име­ю­щие власть над сти­хи­ями и силами мате­ри­аль­ного мира. Там, напри­мер, упо­ми­на­ются «Ангел вод» и «Ангел, име­ю­щий власть над огнем». Эти Ангелы явля­ются испол­ни­те­лями воли Божией в нашем мире – через них Бог управ­ляет сти­хи­ями воды и огня.

Вообще из книги Апо­ка­лип­сис, как и из дру­гих биб­лей­ских книг, видно, что Ангелы при­ни­мают самое актив­ное уча­стие в рас­кры­тии судеб Божиих на земле. Это уча­стие про­яв­ля­ется, напри­мер, в том, что у каж­дого народа име­ется свой Ангел Хра­ни­тель, кото­рый направ­ляет его на исто­ри­че­ские пути, Богом для него пред­на­зна­чен­ные. «Они (Ангелы) охра­няют части земли, пра­вят наро­дами и местами, как постав­лены на то Твор­цом», – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. Как известно, в книге про­рока Дани­ила упо­ми­на­ются Ангелы иудей­ского, гре­че­ского и пер­сид­ского народов.

Если Ангелы участ­вуют в обыч­ной зем­ной исто­рии наро­дов, то гораздо больше они участ­вуют в Свя­щен­ной исто­рии – в исто­рии народа Божия, в исто­рии Церкви – как вет­хо­за­вет­ной, так и ново­за­вет­ной. Из Биб­лии видно, что во всех важ­ных собы­тиях этой исто­рии Ангелы при­ни­мали самое непо­сред­ствен­ное уча­стие. Ангелы хра­нили родо­на­чаль­ни­ков народа Божия – Авра­ама, Иса­ака, Иакова и про­чих – в их зем­ных стран­ство­ва­ниях. Анге­лов, вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих по таин­ствен­ной лест­нице, созер­цал в виде­нии пат­ри­арх Иаков. Через Анге­лов Мои­сей полу­чил от Бога Закон на Синае. Ангелы помо­гали еврей­скому народу выйти из Египта и овла­деть зем­лей Обе­то­ван­ной. Иисусу Навину, напри­мер, являлся сам Архи­стра­тиг Михаил, воз­глав­ля­ю­щий небес­ное воин­ство. Ангелы воз­ве­щали вет­хо­за­вет­ным про­ро­кам волю Божию. Про­рок Даниил полу­чал в Вави­лоне откро­ве­ния от Архан­гела Гав­ри­ила. Также и дру­гим весьма мно­гим пра­вед­ни­кам Вет­хого Завета явля­лись Ангелы для откро­ве­ния, для настав­ле­ния, для помощи, для исце­ле­ния. В Иеру­са­лиме, как мы знаем, был свя­той источ­ник Вифезда, в кото­рый по вре­ме­нам схо­дил Ангел, и пер­вый, кто после этого погру­жался, выздо­рав­ли­вал от любой болезни.

Еще боль­шее уча­стие при­ни­мали Ангелы в собы­тиях Нового Завета. Так, известно, что Архан­гел Гав­риил бла­го­вест­во­вал Деве Марии, что Она родит Сына Божия. Ангел воз­ве­стил о рож­де­нии Мес­сии виф­ле­ем­ским пас­ту­хам. Чудес­ная звезда, при­вед­шая волх­вов ко Хри­сту, по слову пре­по­доб­ного Фео­дора, была не чем иным, как Анге­лом, кото­рый был видим ими как яркая звезда. От про­чих звезд она отли­ча­лась тем, что не сто­яла на месте, но могла дви­гаться. Звезда вела их за собой, пока, нако­нец, не оста­но­ви­лась над тем местом, где был Хри­стос и Его Пре­чи­стая Матерь. Ангел явился пра­вед­ному Иосифу и ска­зал, чтобы они с Марией и Мла­ден­цем бежали в Еги­пет от убийцы Ирода. Ангелы слу­жили Хри­сту в пустыне. Ангел укреп­лял Его в Геф­си­ман­ском саду. Ангел воз­ве­стил женам миро­но­си­цам о Вос­кре­се­нии Хри­ста. Ангелы яви­лись апо­сто­лам после Его Воз­не­се­ния. Ангел осво­бо­дил ожи­дав­шего казни апо­стола Петра и чудес­ным обра­зом вывел его из тюрьмы. Нако­нец, в послед­ней книге Биб­лии, в Откро­ве­нии, Ангелы явля­ются, несо­мненно, глав­ными дей­ству­ю­щими лицами, слу­жи­те­лями и испол­ни­те­лями воли Божией как в духов­ном, так и в мате­ри­аль­ном мире. Ангелы будут сопро­вож­дать Хри­ста при Его Вто­ром при­ше­ствии. В Еван­ге­лии даже ска­зано, что все свя­тые Ангелы при­дут тогда с Ним. Ангелы также собе­рут всех пра­вед­ни­ков от четы­рех кон­цов земли и поста­вят их пред Богом.

Сле­дует ска­зать, что и после свя­щен­ных собы­тий Нового Завета Ангелы не уда­ли­лись на небо, но про­дол­жают участ­во­вать в жизни зем­ной Церкви. Мы знаем, напри­мер, что Анге­лами охра­ня­ются на земле храмы Божии. Бла­жен­ный Иоанн Мосх повест­вует об Авве Леон­тии, как одна­жды он в вос­кре­се­нье при­шел в цер­ковь для при­об­ще­ния Свя­тых Таин. Войдя в храм, он уви­дел Ангела, сто­я­щего по пра­вую сто­рону пре­стола. Пора­жен­ный ужа­сом, он уда­лился в свою келью. И был к нему глас: «С тех пор как освя­щен этот пре­стол, мне запо­ве­дано нахо­диться при нем».

Но Ангелы не про­сто охра­няют храмы Божии, – они еще при­ни­мают уча­стие в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Об этом нам известно из жиз­не­опи­са­ний мно­гих свя­тых. Так, в житии пре­по­доб­ного Сер­гия рас­ска­зы­ва­ется, как Ангел сослу­жил с ним литур­гию. Также и в житии свя­ти­теля Спи­ри­дона повест­ву­ется об Ангель­ском хоре, пев­шем на его службе. Об уча­стии Анге­лов в бого­слу­же­нии сви­де­тель­ствует и Сама Цер­ковь: «Ныне силы небес­ные с нами неви­димо слу­жат», – поется на Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии. Перед малым вхо­дом свя­щен­ник молится, чтобы Гос­подь послал Анге­лов, участ­ву­ю­щих в этом свя­щен­но­дей­ствии. Кроме того, на литур­гии поются «Три­свя­тое» и сера­фим­ская песнь «свят, свят, свят». Эти пес­но­пе­ния не чело­ве­че­ские, они при­над­ле­жат Анге­лам, и во время службы их неви­димо поют вме­сте с людьми Ангелы.

Далее, сле­дует ска­зать, что и таин­ства цер­ков­ные Гос­подь совер­шает через Анге­лов. Почему и учит Цер­ковь, что Кре­ще­ние, При­ча­ще­ние и Испо­ведь совер­ша­ются неза­ви­симо от лич­ного досто­ин­ства или недо­сто­ин­ства свя­щен­ника. Если слу­жа­щий свя­щен­ник гре­шен и недо­стоин, то в этом слу­чае все совер­шает Ангел, свя­щен­ник же будет отве­чать перед Богом за свои ошибки и грехи.

По слову пре­по­доб­ного Фео­дора, Ангелы чело­ве­ко­лю­бивы, ибо они при­няли дар чело­ве­ко­лю­бия от сво­его чело­ве­ко­лю­би­вого Вла­дыки – Бога. И потому в жизни хри­стиан Ангелы при­ни­мают самое бли­жай­шее уча­стие. Известно, напри­мер, что у каж­дого из нас есть Ангел Хра­ни­тель. Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Синаит пишет, что «тем, кото­рые спо­до­би­лись кре­ще­ния и воз­но­сятся на высоту доб­ро­де­те­лей, даны от Бога Ангелы, забо­тя­щи­еся о них и содей­ству­ю­щие им… В этом уве­ряет нас Гос­подь, когда гово­рит, что есть Ангелы Хра­ни­тели у вся­кого, кто верует в Него». Ангел Хра­ни­тель помо­гает хри­сти­а­нину, хра­нит его на всех зем­ных путях, а глав­ное, хра­нит на том послед­нем, самом важ­ном и опас­ном пути, когда душа, раз­лу­чив­шись с телом и вос­ходя на небо, будет про­хо­дить мытарства.

Осо­бенно вни­ма­тельно Ангелы хра­нят тех, кто под­ви­за­ется в хри­сти­ан­ской жизни и имеет в себе небес­ные сокро­вища – Еван­гель­ские доб­ро­де­тели и Бла­го­дать. Так бывает и у людей: чем больше богат­ство, тем больше охраны к нему при­став­ляют. Поэтому свя­тых и пре­успев­ших в духов­ной жизни хра­нит даже не один Ангел Хра­ни­тель, но целый сонм Анге­лов. «Если име­ешь в душе дела, достой­ные Ангель­ского хра­не­ния, – гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, – и ум твой обо­га­щен позна­нием истины, за доб­ро­де­тели Бог неиз­бежно при­ста­вит к тебе стра­жей и хра­ни­те­лей и огра­дит тебя Анге­лами. Смотри же, какова при­рода Анге­лов! Один Ангел рав­ня­ется целому воин­ству и мно­го­чис­лен­ному опол­че­нию. Итак, в вели­чии тво­его хра­ни­теля Гос­подь дарует тебе опол­че­ние, а в кре­по­сти Ангела как бы ограж­дает тебя ото­всюду его защитой».

Если хри­сти­а­нина высо­кой жизни хра­нит не один, а много Анге­лов, то, наобо­рот, те, кто закос­нел во зле, нахо­дятся в опас­но­сти лишиться даже и одного Ангела, дан­ного при Кре­ще­нии. «Как пчел отго­няет дым и голу­бей смрад, так и хра­ни­теля нашей жизни Ангела отда­ляет мно­го­пла­чев­ный и смер­дя­щий грех», – гово­рит свя­ти­тель Васи­лий. Конечно, это не озна­чает, что Ангел сразу убе­гает, как только мы совер­шаем какой-нибудь грех. Ино­гда на иллю­стра­циях в хри­сти­ан­ских книж­ках Ангел Хра­ни­тель изоб­ра­жа­ется в каче­стве эта­кого плак­си­вого и сла­бо­нерв­ного мелан­хо­лика, кото­рый при малей­шем грехе сво­его под­опеч­ного, сразу же уда­ря­ется в слезы и убе­гает, неиз­вестно куда. На деле, конечно, все бывает совсем не так. Старца Паи­сия Свя­то­горца спра­ши­вали: правда ли, что Ангел уда­ля­ется при совер­ше­нии греха, на что ста­рец отве­тил, что если бы Ангел так легко ухо­дил, то мир давно бы погиб. Из этих слов видно, что Ангел Хра­ни­тель отсту­пает от чело­века не легко и не быстро.

Однако если хри­сти­а­нин созна­тельно, упорно и дол­го­вре­менно пре­бы­вает во зле, попи­рая запо­веди Бога, то дей­стви­тельно может слу­читься, что Ангел Хра­ни­тель отсту­пит от него. «Если мы, люди, – гово­рит свя­ти­тель Филарет Московский – уда­ля­емся от людей, склон­но­сти кото­рых про­ти­во­по­ложны нашим склон­но­стям, если настав­ник отре­ка­ется от уче­ника, не внем­лю­щего настав­ле­ниям, или вос­пи­та­тель от вос­пи­тан­ника, отвер­га­ю­щего руко­вод­ство, если даже отец уда­ляет от себя непо­кор­ного сына, – как не уда­литься, нако­нец, от нас свя­тым Анге­лам, если мы не сле­дуем их спа­си­тель­ным вну­ше­ниям и остав­ляем бес­плод­ным для нас их слу­же­ние? Как не уда­литься от нас небес­ным Силам, если мы пре­да­емся только зем­ному? Как не уда­литься чистым духам, если мы живем в нечи­стоте плоти? Как не уда­литься Анге­лам Божиим, если мы непре­станно имеем в мыс­лях и жела­ниях не Бога и Хри­ста Его, но мир и самих себя?»

Горе, вели­кое горе тому чело­веку, от кото­рого отсту­пил Ангел Хра­ни­тель! Он оста­ется без­за­щит­ным перед силами тьмы. Об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий: «Вся­кая душа, остав­ша­яся (за кос­не­ние во зле) без защиты Ангела Хра­ни­теля, пре­да­ется на раз­граб­ле­ние вра­гам и на попрание».

Сле­дует также ска­зать, что Ангелы Хра­ни­тели не про­сто хра­нят нас, но и осу­ществ­ляют нашу связь с Богом, с небом, со свя­тыми. Без них эта связь будет разо­рвана. Ангелы воз­но­сят наши молитвы к Богу и от Бога при­но­сят нам помощь, или дары, или вра­зум­ле­ние, или исце­ле­ние, или что дру­гое. Пре­по­доб­ный Иоанн Лествичник гово­рит: «Доколе они (Ангелы) к нам не при­бли­зятся, дотоле и весь труд наш бес­по­ле­зен и без­успе­шен; ибо молитва наша не имеет ни силы дерз­но­ве­ния, ни крыл чистоты и не может воз­не­стись ко Гос­поду, если Ангелы наши не при­бли­зятся к нам и, взявши ее, не при­не­сут ко Господу».

Также когда мы молимся свя­тым, то наши молитвы пере­дает им Ангел Хра­ни­тель. Если же мы молимся за какого-нибудь чело­века, то, по слову старца Паи­сия, наш Ангел может помочь ему с быст­ро­той мол­нии. Кроме того, если мы за кого-нибудь молимся, то за нас молится Ангел Хра­ни­тель этого чело­века. Таким обра­зом, Ангелы активно участ­вуют в нашей хри­сти­ан­ской жизни, осу­ществ­ляя нашу связь с Богом и соеди­няя нас со свя­тыми и друг с другом.

Ангель­ский мир имеет свою иерар­хию. «Хотя слу­жеб­ные духи на небе­сах нетленны и бес­смертны, Бог не бла­го­во­лил, чтобы все они состо­яли в одном чине. Напро­тив, уста­нов­лено, чтобы и у Боже­ствен­ных слу­жи­те­лей были начала, вла­сти и пре­иму­ще­ства», – гово­рит пре­по­доб­ный Ефрем Сир­ский. При­нято счи­тать, что суще­ствует девять чинов Анге­лов – три сте­пени по три чина в каж­дой. На пер­вой сте­пени – Ангелы, Архан­гелы и Начала. На вто­рой – Вла­сти, Силы, Гос­под­ства, на тре­тьей, выс­шей, – Пре­столы, Херу­вимы и Сера­фимы. Однако сле­дует пом­нить, что Ангель­ский мир только очень при­бли­зи­тельно можно опи­сать этими чинами. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Есть Ангелы и Архан­гелы, Пре­столы, Гос­под­ства, Начала и Вла­сти; но не одни эти сонмы суще­ствуют на небе­сах, а бес­ко­неч­ные полки и неис­чис­ли­мые пле­мена, кото­рых не может изоб­ра­зить ника­кое слово».

Иерар­хия Анге­лов про­яв­ля­ется в том, что низ­шие при­ни­мают веде­ние, силу и власть от выс­ших, а самые выс­шие – от Бога. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов гово­рит: «(Ангелы) или от пер­вой При­чины оза­ря­ются чистей­шим, свя­тей­шим оза­ре­нием, или, по мере есте­ства и чина, иным спо­со­бом (от выс­ших к низ­шим) при­ем­лют озарение».

На самом верху небес­ной иерар­хии стоят выс­шие Архан­гелы. Имена неко­то­рых из них мы знаем из Биб­лии, дру­гие же известны из пре­да­ния Церкви. Эти Архан­гелы исчис­ля­ются так: Михаил, Гав­риил, Рафаил, Уриил, Села­фиил, Иегу­диил; Вара­хиил, Иере­миил. Каж­дый из них имеет перед Богом свое осо­бое служение.

Сле­дует также ска­зать, что Ангель­ская иерар­хия имеет место, только пока суще­ствует мате­ри­аль­ный мир, в гря­ду­щей же веч­но­сти иерар­хии уже не будет. Тогда уже «не один от дру­гого будет при­ни­мать откро­ве­ние славы Божией к про­слав­ле­нию и весе­лию души своей, – гово­рит свя­той Исаак Сир­ский, – но каж­дому по мере доб­ле­стей его, непо­сред­ственно, что сле­дует ему, дано будет Вла­ды­кою по досто­ин­ству… ибо там нет ни уча­щего, ни поуча­е­мого, ни име­ю­щего нужду, чтобы дру­гой вос­пол­нил недо­ста­ток его. Там один Дая­тель, непо­сред­ственно дар­ству­ю­щий спо­соб­ным при­ять… там пре­кра­тятся чины уча­щих и уча­щихся, и быст­рота жела­ния вся­кого будет стре­миться к Единому».

Еще сле­дует ска­зать, что Ангелы пере­дают Бла­го­дать, веде­ние и силу не только друг другу, но и людям, кото­рые спо­собны это при­нять и вме­стить. По слову пре­по­доб­ного Иса­ака, именно «через гор­ние чины при­ем­лют свя­тые свет созер­ца­ния». И потому в каком-то смысле можно гово­рить, что чело­век тоже при­над­ле­жит к Ангель­скому чину. Не про­сто так мы поем на литур­гии: «Иже Херу­вимы тайно обра­зу­юще». Также не напрасно свя­тые отцы учат, что хри­сти­ане при­званы соеди­ниться с Анге­лами и занять места, осво­бо­див­ши­еся на небе после паде­ния демо­нов. В слове «На собор Небес­ных чинов» пре­по­доб­ный Фео­дор гово­рит, что есть девять чинов Ангель­ских, а деся­тый чин – чело­век. Об этих десяти чинах, или драх­мах, гово­рит и Хри­стос в Еван­ге­лии: «Какая жен­щина, имея десять драхм, если поте­ряет одну драхму, не зажжет свечи и не ста­нет мести ком­нату и искать тща­тельно, пока не най­дет, а найдя, созо­вет подруг и сосе­док и ска­жет: пора­дуй­тесь со мною: я нашла поте­рян­ную драхму». Также и слова Хри­ста об одной заблу­див­шейся овце и девя­но­ста девяти неза­блу­див­шихся свя­тые отцы отно­сили к чело­веку и к Ангелам.

Из всего ска­зан­ного сле­дует, бра­тия и сестры, что мы при­званы к тому, чтобы соеди­ниться на небе с Ангель­скими силами в их веч­ном пред­сто­я­нии и сла­во­сло­вии Бога. Однако, для того чтобы это про­изо­шло, мы должны под­ра­жать Анге­лам в их совер­шен­ствах. Ангелы святы – и мы должны жить свято. Ангелы сияют чисто­той – и мы должны стре­миться к чистоте, уда­ля­ясь от греха и вся­кой скверны. Ангелы пла­ме­неют любо­вью к Богу и к людям – и мы должны учиться этой небес­ной любви. Из-за любви к Богу Ангелы не знают покоя ни днем, ни ночью, но пре­бы­вают в непре­стан­ном сла­во­сло­вии Творца. И мы должны все­гда про­слав­лять Гос­пода сво­ими молит­вами, сво­ими сло­вами, сво­ими делами и всей своей жиз­нью. И если будем ста­раться так жить, то, несо­мненно, в свое время при­со­еди­нимся к Ангель­ским небес­ным ликам и сольемся с ними в веч­ном сла­во­сло­вии Бога Творца, Кото­рому одному подо­бает вся­кая слава, честь и дер­жава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священник Иоанн Павлов «В начале было Слово»

Поделитесь с друзьями: