Проповеди

Сокровище на небесах

Дорогие братья и сестры! Евангелие, которое мы сегодня слышали на Божественной литургии начинается словами: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В продолжение Господь говорит: «Продавайте имения ваша, раздайте нищим, чтобы иметь сокровище на Небесах. Будете подобны светильникам горящим и светящим, всегда готовы встретить Господа пришедшего с Небес, потому что блажен тот раб, который будет найден бодрствующим, когда придет Господь» (см. Мф. 19:16-26, Лк.12:33,34).

Эти слова обращены к нам сегодня, братья и сестры. Они напоминают нам те первые времена, первые века христианства, когда еще Господь ходил по земле и всем напоминал о том, что приближается Царство Небесное. Сегодня XXI век, но Господь так же призывает нас, напоминает нам, что приближается Царство Небесное.

А что такое Царство Небесное, что такое спасение? Редко кто скажет точно и правильно, какой смысл заключается в слове «спасение». Мы знаем, что спасаемся от греха, проклятия и смерти, которые унаследовал прародитель наш Адам, став преступником заповеди Божией. Мы знаем, что спасение невозможно получить без помощи Божией. Но что есть само спасение?

Апостол Павел открывает нам смысл этого слова. Он говорит, что плоды Духа есть радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание и на стяжавших эти качества, эти добродетели нет закона. Почему нет закона? Да потому, что закон для тех, которые нарушают заповеди Божии. Тем, кто исполняет их, закон не нужен, потому что они сами закон для всех остальных. Все остальные люди тянутся подражать жизни этих подвижников, святых, которые соблюдают заповеди. Такое состояние души человека и есть Царство Небесное. Поэтому святые отцы еще говорят, что Царство Небесное – это Сам Христос, а заповеди – это одежды Христовы.

В Евангелии Господь говорит: «Аз есмь дверь. Мною аще кто внидет, спасется. И внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин.10:9), то есть эта дверь, эта вера во Христа, это шествие за Ним, это облачение в Его ризы в этом веке – это и есть спасение.

Для многих святых, людей, живших до нас, и, быть может, для кого-то из живущих сегодня, Царство Небесное наступает уже здесь. Мы знаем преподобного Серафима Саровского, его слова: «Радость моя, Христос воскресе!» Он говорил, что суть человеческой жизни, цель пребывания человека на земле – это стяжание Святого Духа, привлечение Христа в сердце свое. Такое состояние уже есть предвкушение Царства Небесного здесь, в этом мире, насколько возможно человеку ощущать блаженство и не умереть от великой благодати.

Сейчас XXI век, и многие люди думают, что в наше время невозможно совершать подвиги, стяжать такую благодать, как святые угодники, которые жили когда-то в первые времена. Да, в этом есть часть правды. В первые времена, когда Христос ходил по земле, когда апостолы имели великую благодать и совершали великие чудеса, верующий во Христа мог пить яд и не умереть, мог исцелять больных. Тогда, конечно, была особая благодать. Постепенно она оскудела, но возможность стяжать благодать мы не потеряли. Священное Писание говорит, и преподобный Серафим повторяет, что «Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). Если человек захочет подвизаться ради Христа, стяжать состояние Царства Небесного, никто не сможет ему препятствовать.

Как можно это стяжать? Есть зачало в Евангелии, где Господь раскрывает, «кто в Бога богатеет». Там рассказывается о том, что человек стяжал много богатства и думал, как это все сохранить: сломать меньшие житницы и сделать бо́льшие? И ночью ему был голос: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут от тебя и кому будет то, что ты приготовил?» Этот евангельский отрывок включает слова: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (см. Лк. 12:16-31).

Как можно богатеть в Бога? Это значит, нужно обнищать материально ради пользы нищих, ради пользы нуждающихся. Нужно обратить внимание не только на материальную помощь, которую мы можем предложить другим людям. Можно кого-то утешить словом, поддержать в трудный момент. Можно за кого-то помолиться, когда он просит помощи в молитвах. Это и есть обнищание ради Христа, уничтожение своей души, сил, времени, потеря этих благ для себя ради блага ближних, – вот в этом и заключается богатство Божие, всегда пребывающее и непреходящее.

Сегодня опять сквозь века звучит голос Божий: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32) Чего мы должны бояться? Посмотришь – мы, действительно, боязливы. Вспомним, как Господь упрекал апостолов, которые плыли по морю, и апостол Петр сказал: «Господи, это Ты? Повели идти к Тебе по водам». И Господь сказал: «Иди!» Петр пошел по воде, но, когда увидел бурю, большие волны, стал обращать внимание на это и забыл о Христе, тогда он начал утопать. В страхе он возопил ко Христу: «Господи, спаси меня, погибаю!» (см. Мф, 14:22–33).

Также иногда человек решается служить Богу и говорит: «Господи, повели мне идти по воде, я пойду к Тебе». Приходит в монастырь, начинает старательно служить Богу, а через какое-то время видит бури, волны, свои страсти и недостатки, недостатки и немощи других людей вокруг себя – и теряет Христа. Если он теряет Христа, значит, начинает утопать в своих же страстях, в своих же немощах. И никто не виноват. Виновато его невнимание ко Христу, к Которому он пошел первоначально. Постепенно охладевает старание, ревность к Богу, и человек начинает думать: «Почему меня не любят, почему мало внимания, почему не так, как я хочу?»

А отчего вообще появляются эти вопросы в голове человека, который оставил все и пошел ко Христу? Он пошел, подобно тому, который шел по воде, потому что подвиг монашеский – не естественное состояние, это сверхестественная жизнь. Этому удивляются люди, которые никогда не начинали такой подвиг, они думают, что такое невозможно. Как возможно жить безбрачной жизнью, как возможно не иметь ничего своего, как возможно осознанно не иметь своей воли? Здесь вспоминаются слова Христа: «Невозможное человеку – возможно Богу» (Лк.18:27).

Так вот, братья и сестры, когда взор наш будет обращен ко Христу, к святым угодникам, которые шли путем спасения, то и мы, преходя житейское море, достигнем этого же пристанища. Но как только мы теряем внимание, забываем, для чего мы здесь, что мы должны делать, то начинаются различные вопросы, которые опускают человека на низшую ступень. И он мучается, становится подобен свече, которая горит рядом с другой свечой и плавится. Ему не хватает жизни, энергии, силы веры, любви, благодати. И где брать эту жизнь, эту силу? Ее надо брать в Евангелии, в Священном Писании, в молитвах, в богослужениях, в послушании и смирении перед ближними. Когда эта сила умножается, то она ведет человека и ставит его пред лицом Божиим.

Сегодня, живя в монастыре, мы также можем подражать не только преподобным, но и мученикам. Сейчас нет мучителей, нет таких гонителей Церкви. Но в каждом из нас есть гонители – это наши страсти. Когда мы соприкасаемся с другими людьми и наши страсти начинают нас терзать, тогда мы должны считать, что имеем возможность подражать подвигу мучеников. Мы можем постараться выдержать все ради Христа, вспомнить свои немощи, грехи и подумать: «Господи, я буду терпеть, если даже я неправ, если даже несправедливо меня осуждают или обижают. Я буду терпеть для того, чтобы Ты потерпел меня и простил мои грехи». И, таким образом, начнется мученичеством, а закончится блаженством в Царствии Небесном.

Пусть каждый из нас не забывает эти добрые мысли. Пусть они будут в наших умах для того, чтобы всегда иметь в памяти Христа, Его заповеди, примеры святых, которые шли перед нами и достигли Царства Небесного. Если это будет у нас всегда в мыслях, то постепенно проявится на деле и человек придет в новое состояние, совершится наше преображение и мы со временем взойдем на гору Небесную, в Небесный Иерусалим, для того чтобы вечно славословить Господа и Его святых угодников. Аминь.

27 августа 2017 г.

Поделитесь с друзьями: