Сольбинская весточка

Сольбинская весточка № 119

Выпуск № 119 (160) от 5 февраля 2017 г.

Тема номера: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею»

Дорогие Сольбинцы!

Такими словами начинается каждый из номеров нашей газеты. Этим приветствием мы объединяем в одну добрую и дружную семью всех наших дорогих читателей. Тех, кто уже побывал в Николо-Сольбинском монастыре, и тех, кто только мечтает об этом и живет в ожидании удивительных впечатлений, связанных с паломнической поездкой и пребыванием в обители. Кого связывают с монастырем светлые воспоминания и теплые чувства, душевная забота о нем и желание во всем помогать.

Два человека вошли в храм. Один – «правильный» книжник, безукоризненно, но формально соблюдающий все постановления закона Моисеева. Другой – грешник, вполне осознающий свою духовную нищету. Мытари, сборщики подати в пользу ненавистных римлян, носили в глазах иудеев клеймо предателей и взяточников. Неслучайно, что с таким высокомерием сравнивает себя фарисей с одним из них, стоящим позади и бьющим себя в грудь.

Два человека пришли с одной целью – помолиться, но их душевный настрой отличался. Книжник хвастался своими добродетелями. Подумать только! Два раза в неделю он полностью воздерживался от пищи, а именно таковым был пост у иудеев. Десятую часть дохода он посвящал Господу. Действительно, по современным меркам это был подвижник!.. Но всё его поверхностное благочестие ценится перед Очами Божиими меньше, чем один покаянный вопль мытаря. Более того, оно противно для кроткого Спасителя, потому что в его основе лежит гордыня.

Притча заставляет каждого из нас задуматься. Тщеславие в один миг сводит на нет все понесённые труды, а все приобретённые духовные плоды перечёркивает. «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11:30), – с предусмотрительной осторожностью пишет апостол Павел. Если такого мнения о себе был великий святой, то что тогда говорить нам? Только и остаётся: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Мария Шадрина

СЛОВО БОЖИЕ

«Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашегоИисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие». (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Молитва перед чтением Евангелия

«Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое». (Преподобный Ефрем Сирин)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
(глава 18 стихи 10-14)

Церковнославянский Синодальный
18:10 человѣ́ка двá внидóста въ цéрковь помоли́тися: еди́нъ фарисéй, а другíй мытáрь. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
18:11 Фарисéй же стáвъ, си́це въ себѣ́ моля́шеся: Бóже, хвалý тебѣ́ воз­даю́, я́ко нѣ́смь я́коже прóчiи человѣ́цы, хи́щницы, непрáведницы, прелюбо­дѣ́е, или́ я́коже сéй мытáрь: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
18:12 пощýся двакрáты въ суббóту, десяти́ну даю́ всегó ели́ко при­­тяжý. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю.
18:13 Мытáрь же издалéча стоя́, не хотя́ше ни óчiю воз­вести́ на нéбо: но бiя́ше пéрси своя́, глагóля: Бóже, ми́лостивъ бýди мнѣ́ грѣ́шнику. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
18:14 Глагóлю вáмъ, я́ко сни́де сéй оправдáнъ въ дóмъ свóй пáче óнаго: я́ко вся́къ воз­нося́йся смири́т­ся, смиря́яй же себé воз­несéт­ся. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.

БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ

свт. Николай СербскийМЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ (святитель Николай Сербский)

«Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11:30)

Простой народ привык слушать высокопарные и малопонятные проповеди своих гордых учителей, книжников и фарисеев. Но целью проповедей фарисеев было желание не столько наставить и научить народ, сколько показать ему огромную пропасть, отделяющую сословие книжников от народа, чтобы он из глубины своего невежества взирал на них как на небесное сияние, чтобы считал их пророками, устами которых говорит Сам Господь. О, каким хмурым и суровым должен был казаться Бог этому бедному народу, видящему таких Его избранников! (далее…)

ИНТЕРВЬЮ

крестКАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (интервью с монахиней Марфой) – часть 1

26 января 1999 г. Указом Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея игумения Еротиида была назначена Настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря.

1 февраля 2017 г. исполняется 18 годовщина с того момента, когда наша Матушка с тремя сестрами впервые ступила на Сольбинскую землю… С этого дня начался многотрудный процесс возрождения. С помощью Божьей, жертвенными стараниями Матушки и сестер древняя обитель восстала из руин… О том, каким был наш монастырь 18 лет назад, холодной зимой 1999 года, рассказывает монахиня Марфа, одна из самых первых насельниц. (далее…)

ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

IMG_0302В «Доброй школе на Сольбе» идет 2 семестр учебного года. 9 и 11 классы усиленно готовятся к неумолимо приближающимся экзаменам. Остальные воспитанницы просто учатся, постигают интересное и новое. Учебные дни так похожи и не похожи друг на друга: каждый урок по-своему уникален, потому что несёт в себе частицу добра и тепла монастыря, а добро не имеет шаблонов… Озорные и серьёзные глаза наших девочек ежедневно заглядывают в глаза педагогов: чему же сегодня научат они, в какую неведомую страну знаний отворят дверь? Предлагаем нашим дорогим читателям взглянуть на фотографии из школьной жизни учениц «Доброй школы на Сольбе»!

Фотоальбом “ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ”

ПРОПОВЕДЬ

Владыка ФеодосийПРОПОВЕДЬ О ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НЕДЕЛЯХ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

(епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий)

Святая Церковь, готовит нас к великому подвигу – Великому посту, к празднику Святой Пасхи. И сегодня мы с Вами услышали Святое Евангелие, которое повествует нам о том, как Господь шел со своими учениками, а за Ним следовали люди, и Он их учил. Шел и Закхей, начальник мытарей, который был малого роста. Он уразумел, где должен пройти Христос, залез на дерево и стал ожидать, когда Христос пойдёт по этой дороге. (далее…)

МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ

Митр. АфанасийБЕСЕДА О СМИРЕНИИ (митрополит Лимассольский Афанасий)

Мы приходим в мир сей, неся с собой тяжелый груз, – и этот факт научно доказан. Мы многое получаем в наследство, через ДНК, и каждый из нас призван бороться с тем, что есть негативного в этом наследстве. Если ты раздражителен, ты призван стать кротким, если жаден – призван стать милостивым, если разбалован – ты призван стать подвижником, закалиться. Как говорил старец Паисий, если ты говорун, тебе нужно стать святым говоруном. То есть говорить все время о Боге, стать сродни апостолу. Если ты силен – надо стать сильным святым. (далее…)

ПУБЛИКАЦИИ

мельницаXXV Рождественские образовательные чтения.

Конференция «Христианская психология: проблемы и перспективы».

Сотрудница Николо-Сольбинского женского монастыря кандидат психологических наук Елена Владимировна Сороколат 25 января 2017 г. приняла участие в конференции «Христианская психология: проблемы и перспективы», проходящей в рамках XXV Рождественских международных образовательных чтений. Своими впечатлениями она решила поделиться с нашими читателями.

В этом году Рождественские образовательные чтения состоялись уже в 25 раз, и естественно огромный пласт различных мероприятий был посвящен осмыслению и оценке самого знакового события 20 века, повлиявшего на историческое состояние нашей страны – революции. Уроки, полученные в течение столетия, утраченные и возрождаемые традиции, методические аспекты взаимодействия Церкви и общества, социальное служение и педагогика, катехизация и современные проблемы – все эти актуальные темы рассматривались и анализировались на различных уровнях и площадках, все было очень познавательно и интересно. Трудно переоценить значение  таких мероприятий – они расставляют акценты и создают стратегии и концепции на годы вперед.

Как психолога, меня больше всего интересовала тема современного состояния психологической науки в контексте православного вероучения. Участие в конференции «Христианская психология: проблемы и перспективы» привело к пониманию того, что данная тема имеет глубокие корни и огромный потенциал для реализации, и в то же время требует своего осмысления и проработки. При этом начать нужно с самого термина «христианская психология»,  который был предложен  еще в 1890 г. епископом Феофаном Затворником, ныне причисленным Церковью к лику святых. Он  писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология». Интересно, что святитель написал слово «психология» с заглавной буквы, показывая тем своё особое к ней отношение. А в 1901 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре вышел сборник текстов «Адамово наследство. Очерки христианской психологии». Таким образом, удивительным для меня, словосочетание «христианская психология» не есть какая-то необоснованная выдумка настоящего времени, а является обычным православным выражением, которому уже больше ста лет!

Вообще психологическая наука в нашей стране настолько же многострадальна, как и наша история. До революции разрабатывались такие интереснейшие профессионально и душеполезные темы, как: психология веры  (А.И. Введенский, 1899);  психология молитвы (свящ. Вениамин (Платонов) (1913);  психология святости (М. Меньшиков, 1903);  психология греха Л.А. Соколов, 1905); психология грешника (А Никонов, 1911) и другие. И собственно именно тогда психология имела право так называться, так как дословно греческий термин «психология» обозначает «учение о душе»: «псюхе» = душа, «логос» = слово, учение.

Нельзя сказать, что в постреволюционное время, в советский период психология не развивалась, нет. Были замечательные теоретики и практики, которые много открыли, особенно в детской, педагогической психологии, психологии труда и деятельности, и этими открытиями пользуется весь мир. Но вот в работе психолога со взрослыми в нашей стране, особенно  в последние десятилетия, наблюдается уклон в эзотерические техники, околонаучные теории. И это весьма настораживает и психологов, стремящихся находиться в рамках научного подхода и клиентов, бережно относящихся к своему душевному здоровью.

С этой точки зрения данная конференция была необыкновенно полезной, это был такой здоровый, честный, настоящий разговор между профессионалами, осмысленно относящимися к своему мировоззрению, своему месту в профессии, своей вере. Безусловное уважение вызвало выступление наших заслуженных коллег: Бориса Сергеевича Братуся, раскрывшего особенности православного подхода в психологии и Виктора Ивановича Слободчикова, обозначившего проблемы методологии и предмета данного научного направления. Познавательны доклады психоаналитиков о таком понятии, как экзистенциальная вина и проведением параллели с общечеловеческой виной за первоначальный грех перед Богом. Большую благодарность вызвал игумен Иона, призвавший священство применять в своей деятельности принцип делегирования, особенно в работе с людьми, страдающими зависимостями или заболеваниями. Данный принцип предполагает понимание ограничения возможностей и разделяет «зоны влияния» духовенства и специалистов – медиков, психологов, наркологов, психиатров.

В результате заслушивания докладов и весьма активного обсуждения были сделаны выводы о том, что христианская психология в настоящее время становится очень важным звеном в деле возрождения нашего народа и возвращения к традиционным ценностям, к вере. Были обозначены основные направления психологической помощи:

1) психологическая консультация (профессиональная, но без обозначения конфессиональной базы);

2) Христианское психологическое консультирование (цель – духовное становление человека через решение психологических проблем);

3) Душепопечение (основание – святоотеческое учение и профессиональные умения). К сожалению, в нашей стране данное направление еще не особо развито, но образовательные программы для подготовки такого рода специалистов уже созданы.

Резюмируя, можно также сказать, что конференция позволила обозначить профессиональные и личностные качества христианского психолога. Это верующий в Бога, хорошо образованный специалист, бережно и адекватно подбирающий средства и техники для работы с проблемными ситуациями клиентов, разграничивающий психологию с катехизацией и миссионерством, то есть избегающий вторжения в чужое поле деятельности. Такой психолог может решить основную задачу христианской психологии –  через решение психологических проблем помочь человеку найти дорогу к храму, привести к вере. Для тех людей, кто уже воцерковлен  психолог может быть нужен для того, чтобы решать проблемы, обозначенные священником Павлом Гумеровым в «Христианской психологии»: «Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми».

 Елена Владимировна Сороколат, кандидат психологических наук.

ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

МЫТАРЬ

Притча – мудрости ларь.

Да душа-то – сухарь,

Хоть тоскует порой по нездешнему.

Я стою, как мытарь,

Повторяю, как встарь:

Боже, милостив буди мне грешному!

 

У кого-то успех,

Те – в довольстве утех,

Эти – святы по облику внешнему.

Я стою – хуже всех,

На душе только грех…

Боже, милостив буди мне грешному!

 

Добрых нет за мной дел,

Мой плачевен удел:

Страшный суд – и ко аду кромешному.

Но твержу, пока цел,

То, что б сердцем хотел:

Боже, милостив буди мне грешному!

 

(Протоиерей Андрей Логвинов)

МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Строительство храма Святителя Николая. В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь святителя Николая и святых Царственных Страстотерпцев. Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на его строительство. Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Испокон века храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Каждому жертвователю выдаётся памятный сертификат благотворителя, который может стать прекрасным подарком Вашим близким, свидетельством молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией. Сделать пожертвование (от 1000 р. – 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ФИО» Например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна», указав точный почтовый адрес, по которому мы вышлем Ваш Памятный сертификат благотворителя.

  • Николо-Сольбинский женский монастырь примет в дар любые автомобили. Подробнее по телефону: +7-915-970-44-61 (с. Дария).

  • По поводу пожертвований стройматериалов звоните: +7-915-970-42-59 (монахиня Марфа).

  • Николо-Сольбинский женский монастырь приглашает на работу специалистов:

    • В “Добрую школу на Сольбе” требуются: учитель ИЗО, учитель технологии, учитель информатики, учитель фортепиано, учитель сольфеджио, концертмейстер. Контактный телефон +7-915-970-23-35.
    • На монастырскую ферму требуется доярка (коровы и козы) с опытом работы (в том числе машинного доения). Контактный телефон +7-980-650-74-95 (сестра Татиана).
    • В швейную мастерскую требуются швеи и закройщицы. Контактный телефон: +7-915-196-13-37 (Антонина Михайловна).
    • В керамическую мастерскую требуются специалисты: технолог керамического производства, художники, заливщики форм, гипсомодельщик, дизайнер. Контактный телефон: +7-980-650-73-78 (сестра Евпраксия).

ЖДЕМ ВАС

  • Наш адрес: 152030 Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь
  • Наш сайт: www.solba.ru
  • Электронная почта: solba@solba.ru
  • Телефон: 8-915-970-24-74
  • Присылайте Ваши статьи, рассказы, стихи, рисунки на разные темы. Ваше слово да будет в прославление Господа, Божией Матери и святых. Слово, которое направит людей на доброе и светлое, многим откроет другой мир настоящих человеческих ценностей. Ваше слово – это апостольский труд, проповедь. Это лепта бедной вдовицы, которая для Бога была дороже всех остальных сокровищ…Ждем Ваших писем по адресу: pressa@solba.ru