Проповеди

“Стяжи дух мирен”

Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

Сегодня для нас особое утешение, потому что мы пребываем в храме и служим службу великому угоднику Божию, печальнику земли русской, преподобному Серафиму Саровскому. Он стяжал великое дерзновение перед Богом своей кротостью и тихостью, своим смирением и молитвой, своим всепрощением и терпением всех невзгод, которые встречались на пути его подвижнической жизни.

Мы привыкли смотреть на святых, как на святых, а не обычных людей. Но как часто жизнь святых исполнена поучительных уроков, скорбей, невзгод, болезней, страстей и даже больших грехов. И святые угодники Божии побеждают всё это силой Божией, не своей силой.

Иногда приходится слышать, что молодые иноки или инокини жалуются: «Вот, я пришёл в монастырь молиться, а меня заставляют работать. Я пришел в монастырь для того, чтобы ходить во славе Божией и радоваться о Боге, ходить на трапезу и пребывать вот в таком мечтательном состоянии. Но вдруг меня одёргивают, смиряют, заставляют делать то, что мне не нравится». Но именно это и есть самое нужное для того, чтобы мы шли путём Божиим, чтобы мы не уклонялись от того пути, о котором Господь сказал, что он тернистый и узкий и доставляет в конце радость.

Ведь чтобы радоваться, надо этому научиться. Надо научиться принимать радость о Боге, нужно учиться эту радость удерживать, нужно учиться в этой радости не бесчинствовать, не выходить за рамки обычного порядочного поведения. Поэтому Господь попускает нам скорби, болезни и немощи. Мы впадаем в грехи, чтобы увидеть в конце концов, что сами по себе мы ничего не стоим. И начинается наша драгоценная жизнь тогда, когда она касается Бога, когда мы увидим, что без Бога ничего не можем. Тогда мы начинаем искренно молиться Ему и просить: «Господи, Ты видишь, что я не могу даже малейшего греха исправить в себе сам, малейшей страсти, своего самолюбия, своего нетерпения, своего страстного состояния». И тогда Господь даёт благодать и начинается преображение человеческой души, а потом и человеческого тела.

Нам до сих пор очень приятны слова преподобного Серафима, который сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот «дух мирен» стяжевается молитвой, в первую очередь, потому что без молитвы человек начинает стяжевать совсем другой дух – дух самослужения и самолюбия. И речи ни о каком мире душевном не может быть.

Если мы выходим за рамки, не можем пребывать в мире, не можем жить и поступать правильно, культурно, то мы должны понимать, что нам не хватает этого Божьего дара, этой благодати. О ней преподобный Серафим сказал, что цель нашей жизни состоит в том, чтобы стяжать благодать Божию, научиться удерживать ее, научиться жить так, чтобы эта благодать не покидала нашу душу. Вся мудрость, вся высшая школа духовной жизни заключается в этом.

Но в наше время и в миру, и в монастырях, и на приходах, и, казалось бы, в самых благочестивых семьях этот мир уходит. А уходит он только потому, что мы теряем внимание, отвращаем свой взор от Бога и тут же начинаем делать ошибки.

Как сохранить этот мир? Мы можем вспоминать наставления из жизни преподобного Серафима. Он говорил, что до обеда нужно читать «Отче наш» и молиться Иисусовой молитвой, после обеда – «Богородице, Дево, радуйся». Он говорил, что ум православного христианина должен плавать в Священном Писании. Сам он не один раз за неделю прочитывал всё Священное Писание, весь Новый Завет. И именно эти упражнения: молитва, чтение Священного Писания, смирение перед Богом и людьми – сделали преподобного Серафима великим угодником Божиим. И мы, если захотим стать угодными Богу, приятными и красивыми в очах Божьих, то должны идти этим путем труда и молитвы, смирения и кротости. Тогда «дух мирен», благодать Божия покроет нас от всех бед и скорбей, и жизнь начнется совсем другая. Не будет у нас недоумений: «Почему у меня не так, а почему у другого так?», потому что у нас всё будет в порядке.

Сегодня я и себе, и вам желаю такого настроя, чтобы, даже когда отвлекаемся, помнить, что мы можем быть полезными людям и Богу. Но будем угодны Богу и людям мы только тогда, когда будем пребывать в благодати Божией. Когда человек пребывает в благодати Божией, даже скорби, неустройства и болезни проходят намного легче, человек их переносит с радостью и с благодарением Бога.

Дай Бог, чтобы молитвами преподобного Серафима Саровского, чудотворца, великого угодника Божия, мы не забывали о том Небесном гражданстве, которое Господь дал нам в момент нашего принятия Таинства Крещения, чтобы мы помнили, что наше отечество – на Небе, а всё остальное здесь даётся только для того, чтобы мы могли жить и приобретать всё больше и больше для вечности.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. И всех вас, братья и сестры, благодарю за труды и подвиги. Дай Бог, чтобы эти труды не остались тщетными, чтобы эти молитвы и служение оставили след, глубокий след в душе каждого из нас и вкус искания Божьего богатства. Спаси Господи!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 1 августа 2013 г.