Монастырская библиотека

Успенский храм

О храме

Успенский храм – главный храм монастыря. В нем три придела (то есть он состоит как бы из трех храмов): центральный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1731 году началось строительство каменного Успенского храма с двумя приделами: Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая. Но приделы в то время устроены не были.

В 1861 году трапезная часть храма была разобрана и перестроена: распространена на обе стороны для двух приделов. С правой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В левую сторону был перенесен иконостас из старого ветхого Никольского храма и устроен придел в честь святителя Николая.

В 1994 году, после возвращения монастыря Церкви, первым был восстановлен Успенский храм – единственное, что связывает монастырь с прошлым. Остальное было полностью разрушено.

14 октября 2001 года был освящен Покровский придел, а 13 сентября 2003 года освящены центральный придел в честь Успения и левый – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Святыни

До революции в монастыре находилась старинная чудотворная икона святителя Николая, от которой совершались многочисленные чудеса и исцеления. Но в годы лихолетья она исчезла.

Сегодня главной святыней монастыря является старинная икона святителя Николая с частицей его мощей. Икону пожертвовал настоятель Московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев на первый престольный праздник обители 22 мая 1999 года. Частицу мощей святителя из города Бари подарила монастырю Троице Сергиева лавра.

Так святитель Николай с самого начала возобновления монашеской жизни на Сольбе стал покровителем монастыря и с тех пор именно к этому святому образу весь народ притекает с верой.

С Божией помощью вернулись в обитель две иконы, бывшие здесь до революции на монастырских воротах: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Сейчас они находятся на переднем фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца.

В Успенском храме находится башмачок святителя Спиридона Тримифунтского и частица мощей этого святого, икона Почаевской Божией Матери с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, икона Пресвятой Богородицы “Феодоровская” – список с чудотворной иконы, частица мощей Иоанна Крестителя и многих других угодников Божиих.

Каждое воскресенье бывает торжественный крестный ход с иконами и хоругвями вокруг монастыря под пение Иисусовой молитвы. Икону святителя Николая, как и в былые времена, обносят вокруг обители, чтобы получить заступление и помощь. Такие крестные ходы стали нашей традицией.

О празднике Успения

В честь и память Успения Божией Матери с древнейших времен христианства установлен Церковью праздник 28 августа. Этот праздник называется двунадесятым, то есть одним из 12-ти главных православных праздников.

Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы.

Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.

Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, который возвестил Ей, что через три дня душа Ее оставит тело. Богородица очень обрадовалась, ведь Ее ожидала встреча с Сыном, Иисусом Христом.

Три дня спустя в доме апостола Иоанна Богослова, где жила Пресвятая Богородица, собрались и другие апостолы, которые проповедовали Евангелие в разных уголках мира. Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий. Не было только апостола Фомы.

Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Пресвятой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее положили в пещере в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии. Во время погребальной процессии иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Божией Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и руки срослись.

На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было.

В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами». Отсюда пошла монастырская традиция совершать на праздничной трапезе Чин о Панагии.

В христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти, принято отмечать, как великий праздник. Ведь смерть — не конец нашего существования, а сон. Усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. Во успении Своем Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Ее помощи.

Поделитесь с друзьями: