Новости

Важные события

епископ Феодор Переславский и Угличский24 декабря 2015 года в составе Ярославской митрополии образована Переславская епархия. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона с предложением образовать новую епархию в Ярославской области. Синод постановил образовать в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области Переславскую епархию. Правящему архиерею Переславской епархии постановлено иметь титул «Переславский и Угличский». Епископом Переславским и Угличским избран игумен Феодор (Казанов).

С этого времени Николо-Сольбинский монастырь относится к Переславской епархии Ярославской митрополии Московского Патриархата.

Согласно исторической справке Переславская епархия существовала в XVIII веке в течение 44 лет: с 1744 по 1788 год. Переславская епархия учреждена была по указу императрицы Елизаветы Петровны, и город Переславль был назначен местом для пребывания епархиального архиерея. К епархии были приписаны города с уездами: Александров, Дмитров, Можайск с Гжатском, Верея, Волоколамск, Руза. В Переславский уезд (сюда входили в то время нынешний Александровский уезд и часть Псковского). Церквей было 253, а во всей епархии 605, монастырей мужских – 15 женских – 10.

26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Казанова), клирика Ярославской епархии, во епископа Переславского и Угличского. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Слово архимандрита Феодора (Казанова) при наречении во епископа Переславского и Угличского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Всечестные архипастыри!

В этот священный и великий для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение святой Матери-Церкви в звании епископа. Страшно и ответственно служение сие. Но помня, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), верю, что Христос Спаситель не только не даст мне креста не по силам, но и Сам поможет мне прилагать труды к трудам, быть готовым «положить душу свою за овцы» (см. Ин. 10:11).

Вглядываясь в прошедшие годы жизни, с благодарностью вспоминаю обильные и богатые милости, которые на меня изливал всещедрый Господь. Хочется высказать благодарность учителям и наставникам как духовным, так и светским. Особое место в моей жизни занимает архиепископ Михей (Хархаров), от рук которого я принял монашеский постриг и благодать священства. Господь сподобил меня быть его келейником и личным секретарем в последние годы его жизни. Свои наставления владыка Михей преподавал мне и словом и делом: из его поступков я учился тому, как надо «смиряться под крепкую руку Божию» (см. 1 Пет. 5:6), как надо любить ближнего и снисходить к его немощам, как нужно трудиться и молиться. Вспоминая светлый образ своего духовного отца, могу лишь процитировать слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов).

Слова искренней признательности и благодарности не могу не выразить преосвященному митрополиту Ярославскому и Ростовскому Пантелеимону, чей жизненный пример научил меня заботиться о пастве Христовой и видеть нужды каждого человека, радеть о славе Божией и благоустроении Святой Церкви, для всех быть всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Служение епископа никогда не было легким. Современный мир бросает вызов Церкви и всему человечеству, смешивая понятия добра и зла. Епископ как никто другой должен с неослабным вниманием относиться к тому, что ему вверено. Мне предстоит блюсти чистоту веры и хранить единство Церкви, оберегать ее от нестроений и лжеучений, свидетельствуя о Спасителе тем, кто еще Его не обрел. Мне надлежит заботиться о возведении новых и восстановлении порушенных храмов, возвращать отобранные у Церкви в годы гонений святыни. Осознаю, что в своей деятельности мне следует налаживать взаимодействие со светской властью, активно привлекать молодежь к миссии Церкви, развивать социальную работу и просветительскую деятельность.

Ныне молитвенно обращаюсь к помощи сонма святых земли Ярославской, дабы на предстоящем мне архипастырском служении благодать Христова «во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:10). Всецело вручаю себя в руки Промысла, да совершится воля Божия благая и совершенная надо мной.

Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри! Сыновне прошу Вас помолиться обо мне грешном, дабы Господь наш Иисус Христос укрепил и наставил меня «право правити слово Своея Истины».

27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Казанова) во епископа Переславского и Угличского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; с сонмом духовенства Московской епархии и Ярославской митрополии. В составе представителей духовенства Ярославской митрополии на богослужении присутствовала настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря игумения Еротиида.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

Преосвященный епископ Феодор!

Не ради почестей и славы склонил ты ныне главу свою пред Престолом Вседержителя, не ради превозношения и самоутверждения облекся в святительские одежды, не ради корысти (1 Пет. 5:2) и обогащения сопричтен ныне к сонму епископов Церкви Христовой.

Ты призван к апостольскому деланию для того, чтобы с любовью, усердием и полной самоотдачей совершать жертвенное служение другим: тем, кто страдает от бед и скорбей, тем, кто нуждается в помощи и поддержке, тем, кто блуждает во тьме неведения и в поисках Истины, тем, кто идет по пути спасения, подчас спотыкаясь и падая, тем, кто утратил надежду, в ком иссякла любовь, кто не знает, как дальше жить. А ведь ради каждого из них Господь совершил подвиг искупления, и миссия Церкви заключается в том, чтобы приобщить к плодам этой Великой Жертвы всякого человека во всякое время. И ты возведен ныне в архиерейское достоинство именно с этой целью. Это важнейшая и окончательная цель твоего служения, а все другие цели, очень важные и необходимые, связаны лишь со средствами и способами приведения людей к этой окончательной цели. Помни о той огромной ответственности, которая на тебя возлагается, помни и не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), ниспосланном тебе ныне во время рукоположения.

Сей дар благодати ты получил даром, даром и отдавай его (Мф. 10:8). И чем больше будешь отдавать, тем обильнее Господь будет его восполнять, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3:34). И сколько отдашь, столько Господь и вернет, а иногда и значительно больше. Говорю тебе это не от сторонней мудрости — знаю на опыте: чем ты больше отдаешь, тем тебе больше Господь дает духовных и даже материальных возможностей. Только очень важно все то, что вернет тебе Господь, вновь обращать на благо спасения тех, кто вверен твоему попечению. Помни также и о том, что дар Всещедрого Владыки не должен скрываться как некое сокровище под спудом — он дается для постоянного употребления его в дело. В противном случае ты подвергаешь себя опасности лишиться живительных токов благодати и уподобиться бесплодной смоковнице (Мф. 21:19).

Все происходящее с тобой в сей достопамятный день совершается по милости Пастыреначальника Христа, а не по твоим заслугам. Посему со смирением, терпением и упованием на помощь Божию шествуй по нелегкому, но спасительному пути, предначертанному тебе, и не посрами тех, кто несет пред Богом ответственность за твое избрание и рукоположение.

Как идти по нему и вести за собой врученное твоему попечению словесное стадо Христово? Что нужно делать, чтобы сберечь его и без потерь привести к желаемой цели — Царству Небесному? Какими принципами должен ты руководствоваться, чтобы надлежащим образом исполнять столь высокое и ответственное архипастырское служение?

Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — это принесение Богу Бескровной Жертвы Благодарения, Святой Евхаристии, неустанное священнодействие, исполненное молитв о всех и за вся. С горячей верой, непоколебимой надеждой и искренней любовью совершай богослужения, и опытно познаешь, сколь щедр и милостив Господь (Пс. 102:8), обновляющий силы, просвещающий разум и ниспосылающий ведение для ревностного и плодотворного делания во вверенном тебе церковном уделе.

Возложенное на тебя послушание по управлению новообразованной Переславской епархией, входящей в состав Ярославской митрополии, сопряжено со многими обязанностями: иерархическими, административными, общественными. Никакими из них не пренебрегай, никогда не говори: это я делаю, а другого делать не могу и не хочу, потому что это имеет меньшее имеет значение. И все то, что делает архиерей — служит, проповедует, администрирует, управляет, общается со внешним миром — все это та ответственность и то служение, которое тебе сегодня вручил Господь. Однако непрерывная череда дел и принятых на себя обязательств не должна заслонять от тебя живых людей с их скорбями, печалями, трудностями, просьбами и проблемами. Именно на тебя они будут обращать свои взоры, ожидая встретить в тебе заботливого отца, чуткого духовного наставника, терпеливого учителя и отзывчивого руководителя, который сам являет пример достойного служения Алтарю Господню и других вдохновляет на христианский подвиг. Помни: никогда духовенство в твоей епархии не будет служить так, как ты хотел бы, если ты сам для них не будешь примером, если взирая на тебя, они не скажут: он трудится больше нас, он делает больше нас, и потому его требования делать лучше и служить ответственнее являются не лицемерным призывом, а исходят от самой его жизни. Стремись быть таковым и ты увидишь, какой радостью озарятся благодарные лица твоих пасомых и духовенства, которое будет поддерживать твои руки, какой ответной любовью возгорятся их сердца.

По слову святителя Василия Великого, епископ должен быть «опорой отечества, украшением Церкви, столпом и утверждением истины, твердыней веры во Христа, надежной защитой для своих, непреоборимым для сопротивных, стражем отеческих постановлений» (святитель Василий Великий. Письмо 28. К Неокесарийской Церкви). Сказанное сим богомудрым архипастырем в IV веке актуально и поныне. Но вместе с тем есть нечто, что отличает наш лукавый век от времени святителя Василия. Это огромное информационное давление, которому подвергаются наши современники. Разумеется, никто не призывает людей полностью отказаться от средств массовой информации, это невозможно для современного человека, и не требуется. Однако как важно оградить свое сердце от тлетворного воздействия лжи, от идей и образов неправедных и греховных, столь активно навязываемых ныне человеку, противостоять этим стихиям и не прельщаться красочно упакованными обманками, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27), как говорил Господь в одной из Своих последних проповедей перед Голгофскими страданиями, — вот одна из важных задач, которая сегодня стоит перед каждым христианином. Посему, вникая в обстоятельства времени, как о том пишет священномученик Игнатий Богоносец (см: св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу), старайся ограждать клир и паству не только от злонамеренных волков в овечьих шкурах (Мф. 7:15), но и от сеющих смуту так называемых «правдолюбцев», высокомерно мнящих себя ревнителями Православия и лицемерно прикрывающих свои тщеславные устремления благовидными целями.

Нелегок и труден сей путь. Но разве было легко нашим предшественникам? Вспомним того же апостола Павла. Сколько бед и скорбей надлежало ему претерпеть ради проповеди Евангелия. Призывая христиан стойко переносить трудности земной жизни, он указывает, что необходимо терпение, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36), и далее ободряет верных такими замечательными словами: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Посему, уповая на милость Спасителя и храня верность архиерейской присяге, неустанно заботься о развитии всех сторон епархиальной жизни. Служи благоговейно, проповедуй вдохновенно, никогда не говори общих и пустых слов, прикрываясь благовидными речениями, но наставляй по-отечески, учи с терпением, вразумляй без гнева, обличай со всякою властью (Тит. 2:15), всемерно поддерживай добрые инициативы и начинания духовенства, мирян, особенно молодежи, проявляй попечение о малоимущих, о больных, престарелых. Словом, старайся трудиться так, чтобы благодаря в том числе и твоим усилиям Господь «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). И благо тебе будет, и радостью исполнится сердце твое от того, что умножается число духовных сынов и дочерей, познавших Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).

Многое еще можно было бы сказать тебе сегодня. Но не буду стремиться предначертать будущее твоего служения, ибо грядущее — в руке Вседержителя (Иов. 27:11). Запомни главное: ходи пред Богом и будь непорочен (Быт. 17:1), в молитве и общении с труждающимися и обремененными (Мф. 11:28), как и во всяком добром деле, являй кроткий Лик Христа и тогда, глядя на подвиг твоей веры, действующей любовью (Гал. 5:6), за тобой охотно последуют многие.

«Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя» (Чинопоследование рукоположения во епископа), как было сказано тебе во время чина исповедания веры пред Божественной литургией, за которой ты получил свое епископское рукоположение.

Теперь же по древней традиции надлежит мне вручить тебе архипастырский жезл. Прими его как символ епископской власти и от полноты ниспосланных в Таинстве хиротонии даров преподай благословение народу Божию, во множестве собравшемуся ныне под сводами сего благолепного храма.

Аминь.

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Использованы материалы Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Поделитесь с друзьями: