Монашеское деланиеПроповеди

Всколыхнуть свою душу

Слово к монашествующим в праздник Илии Пророка

Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь празднует память величайшего пророка Божия Илии. Вся жизнь этого ветхозаветного святого – это пример самой пламенной ревности по Богу и такой сильной веры, что по его молитвам наступала засуха, шел дождь, сходил огнь, пожирающий языческих богов. Сам Господь Бог явился Илии на горе Хорив, и Илия беседовал с Ним лицом к лицу, закрыв свое лицо одеждой (см. 3 Цар. 19:13-18). За свою любовь к Богу пророк Илия был восхищен на небо в теле, то есть живым.

Сегодня люди, которые забывают, что есть Бог, пребывают в грехах, и через грех истребляется ревность к Богу, вера в Бога, желание устремляться к Богу, богоугождение. Человек становится никчемным, становится просто разбитым. И причина всему этому, изначальная причина – потеря человеком ощущения присутствия Божия. А теряет человек чувство присутствия Божия, когда сознательно начинает пренебрегать ежедневными, казалось бы, малыми вещами.

Когда начинается день и надо идти на правило, – нет, сегодня не пойду, сегодня я посплю; надо идти на крестный ход, – да ладно, я в следующий раз пойду; надо на службу – я лучше в келье побуду. И вот пренебрежение этими начальными основными вещами, которые могут укреплять в человеке веру, приводит к тому, что человек от себя отвергает Божию благодать. Потом он не читает правило, а далее приходит в такое состояние, что сам себя терпеть не может. И спрашивают у него: «А ты вообще хочешь исправиться?» – «Нет, не хочу». И что можно в таком случае сделать? В таком случае надо положить пост и неделю ничего не кушать, может быть, появится ревность по Богу. В противном случае, человек станет на путь самопроизвольного отчуждения от Бога.

И вот как раз сегодня, когда мы вспоминаем великого пророка Илию, который дает нам пример ревности по Богу, можно начинать исправление. Поэтому, дорогие братья и сестры, я хотел бы, пожелать, чтобы Господь помогал всем нам в этом подвиге – начать более тщательно рассматривать, в чем смысл нашей жизни, что мы делаем здесь, для чего мы приходим в монастырь, как мы себя ведем, что от нас получают люди, которые нас окружают, что оставляем мы после себя и вообще какое у нас состояние души. Когда человек жалуется, что он унывает, что у него разбита душа, что он не хочет молиться, что ему не нужны богослужения, – это говорит о том, что он сам в этом виноват: он в какое-то время пренебрег малыми, а потом и великими вещами. И, по словам святых отцов, доходит до такого состояния, что говорит: «А что мне игумения или игумен? Вот я святым помолюсь». Потом будет: «А что святые, это ж просто преподобные? Вот апостолы Петр и Павел!» Потом: «А что апостолы Петр и Павел?» И в конце концов, человек теряет разум: для него и Бог – ничто.

Дорогие братья и сестры, память святых угодников Божиих в Церкви чтится для того, чтобы мы могли брать для себя полезное из их жизни. В день пророка Божия Илии можно немножко встряхнуть самих себя, всколыхнуть свою душу и посмотреть, что сыплется, и что остается, и начинать более внимательную, более тщательную, более строгую жизнь. Если не будет периодически таких пересмотров, таких генеральных уборок в душе, то постепенно душа станет нечувственной, а потом умрет. И пребывает она в монастыре или вне монастыря, – без разницы. Она не может ни молиться, ни работать. Вот это и есть следствие пренебрежения сначала в малых, затем в больших вещах.

Поэтому в сегодняшний день желаю и себе, и вам, почаще вспоминать, какие мы были, когда пришли в монастырь, и для чего пришли. Сегодня многие люди приходят в монастырь оттого, что больше некуда идти. А вообще, по русской традиции, в монастырь отдавали самых лучших, первенцев отдавали, самых непорочных, самых нужных себе отдавали Богу. Как правило, когда человек приходит в монастырь, у него есть горение, рвение, ревность по Богу. Потом, если он пренебрегает правилами, начинает проявлять своеволие, начинает желать, чтобы ему служили, чтобы делали, как он хочет, начинает всех исправлять, еще и обижается, что всё не так, как он хочет, всё плохо, то прекращается хорошая, правильная жизнь. А если встряхнуть немножко свою душу и посмотреть, для чего приходим в монастырь: не учить, а учиться, исполнять не свою волю, а волю Божию, свою же отвергать, не пропускать богослужения, не пропускать молитвы, жить по совести, – то от этого приходит к человеку радость. Он становится живым, чистым, приятным Богу и людям.

В этот день дай Бог, чтобы каждый из нас вспомнил свой первый день поступления в монастырь, вспомнил, какие были чувства и почему вообще был сделан этот шаг. Надо задуматься, есть ли сегодня прогресс, или просто стояние на месте, или наоборот, стали еще хуже, чем пришли. Это стоит делать регулярно, чтобы не попасть на попрание и умерщвление бесам. Хорошо было бы, чтобы такая «ревизия» своего душевного состояния стала правилом для каждого из нас.

Для человека, который приходит в монастырь, самое главное, все спрашивать, а не делать по-своему. Нужно как можно дальше оттолкнуть от себя свою волю и топтать ногами каждый день. Тогда послушник достигнет самого высокого уровня – совершенства, очищения от грехов и постоянного пребывания с Богом.

И очень важно при этом, конечно, не только чтение Священного Писания, не только каждодневный пересмотр жизни своей души, но еще и пребывание в чтении преподобных отцов. Когда читаешь о жизни святых, преподобнический подвиг совершивших, то постепенно приобретается желание жить лучше. А когда нет чтения Священного Писания и святых отцов, то постепенно человек начинает жить сам по себе, негодует, что всё не так, как он хочет, и превращается жизнь монастырская, которая должна быть жизнью райской, в жизнь адскую, и человек не видит просвета. А причина тому – эгоцентризм – «я» в центре всего. А себя надо из центра убрать и поставить там Бога. Спрашивать, слушаться, пересматривать каждое деяние каждый день, и таким образом постепенно совершать свое очищение и преображение для того, чтобы стать способными принять благодать Божию здесь, на земле, и перейти с ней в Царство Небесное. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 2 августа 2018 г.