Новости

Встреча с коптскими монахами

16 ноября сестры Николо-Сольбинского монастыря приняли участие во встрече монашествующих Переславской епархии с делегацией Коптской Православной Церкви Александрии, которая состоялась в Даниловском мужском монастыре города Переславля-Залесского.

Гости, игумен Вениамин из монастыря Эль-Мухаррак и священник Василий Самир Заки, преподаватель Коптской духовной семинарии в Каире, поделились с собравшимися интересными фактами о жизни православного коптского монашества, а также ответили на многочисленные вопросы слушателей.

Игумен Вениамин рассказал о возрождении монашества в Египте и подробно описал монашеский распорядок в Коптской Церкви. Сегодня в Египте около 30 мужских и 10 женских монастырей, 13 из которых крупные, где более 120 монахов. Кроме того, широко распространено отшельничество.

Популярность монашеского образа жизни достигла такого уровня, что монастыри устраивают строгий отбор желающих и многим отказывают. Мужчинам в коптский монастырь нельзя поступить после 30 лет, женщинам — после 27. Необходимо иметь высшее образование и богословское образование не ниже бакалавра. Желающий принять монашество должен иметь хорошую работу, чтобы, уходя из мира, он был состоявшимся человеком, оставившим всё ради Христа.

Священник Василий рассказал о коптских новомучениках, пострадавших от рук исламских радикалов в Ливии. Он был духовником некоторых из них и лично знает их родственников. Также гость поведал собравшимся о чудесах, которые совершаются у мощей новомучеников.

Справочная информация

Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в период раннего христианства I века.

Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет евангелистом Марком во время царствования императора Клавдия около 42 г. н.э. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту. Священное Писание было переведено на местный язык, сегодня известный как коптский (в то время египетский). Поэтому Коптская Православная Церковь – одна из древнейших. Как в первые века христианства, так и сейчас в Коптской Церкви распространено отшельничество, также копты сохранили институт диаконис.

В наше время христиане-копты, являясь крупнейшим религиозным меньшинством в Египте, подвергаются дискриминации и ограничительной политике государства. Например, копты сталкиваются с множеством препятствий и ограничений в строительстве новых храмов. Хотя эти ограничения не распространяются на строительство мечетей мусульманами. Коптам не просто получить новые документы, удостоверяющие личность, так как в них указывается религия, особенно тем, кто обратился в христианство из ислама.

Коптская община стала жертвой убийств и насилий со стороны исламских экстремистов в наше время. Апогеем гонений на христиан в Ливии стала жестокая казнь в 2015 году боевиками ИГИЛ (запрещено в России) одновременно 21 копта, приехавших в Ливию на заработки и похищенных в Бенгази. Коптская Церковь причислила их к лику святых. Самому старшему из казненных было 45 лет, самым младшим – по 22 года. Казнь была снята боевиками на видео и распространена в сети, ее видели родные убитых.

Башир Камил, брат убитых Бишвы и Самуила, говорит: «Спасибо тем, кто запечатлел их последнее свидетельство о Христе таким, каким оно было… Мы, родственники мучеников, не впадаем в уныние, но поздравляем друг друга с их венцом. Они – свет христианства. Об убийцах же мы молимся, просим Бога открыть им глаза и спасти их!»

Несмотря на общие исторические корни, схожесть в богословии, литургике и монашестве, между православными и восточными православными Церквями произошёл раскол. Русская Православная Церковь и древние восточные не халкидонские Церкви, к которым принадлежит коптская, на современном этапе находятся в состоянии богословского диалога.

Среди догматических проблем центральное место занимает христологическое учение. Вопрос о количестве природ Иисуса Христа стал главной причиной спора. Православные Церкви исповедуют учение об одном лице (ипостаси) и двух природах — божественной и человеческой, закреплённое оросом Халкидонского собора. Древневосточные Церкви придерживаются дохалкидонских христологических доктрин, разработанных Кириллом Александрийским и Севиром Антиохийским. Эти воззрения сводятся к вере в «единую сложную природу Иисуса Христа». Это противоречие порождает и различный взгляд на количество воль и действий во Христе.

Главной экклезиологической проблемой является отношение к числу Вселенских соборов. Православные Церкви признают семь Вселенских соборов. Древневосточные Церкви отвергли четвёртый (Халкидонский) собор и соответственно последующие, признавая статус Вселенских только за тремя первыми.

Первоначально цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но сейчас очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем. Поэтому в данный период диалог может носить научно-познавательный характер с целью лучшего понимания традиций друг друга. Также диалог может носить церковно-дипломатический, например, совместные выступления в защиту христианских ценностей, или пастырский характер с целью установления дружественных отношений между Церквами как на уровне священноначалия, так и рядовых верующих. Наконец, немалый интерес может представлять обмен опытом в таких вопросах, как социальная диакония, религиозное образование и катехизация, работа с молодежью, миссионерство.