Беседы с батюшкой

Зачем мы крестимся?

– Понятно, зачем молиться. А вот зачем мы крестимся? Почему это необходимо?

– Крестное знамение – изначальная христианская традиция. Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века, но некоторые исследователи определенно пишут, что традиция осенять себя крестным знамением берет свое начало с апостольских времен. Если мы обратимся к трудам известного христианского апологета Тертуллиана, то увидим, что к началу III века крестное знамение было столь же естественным в жизни христиан, как и сегодня. В своем трактате «О венце воина» (211 год) он пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение ограждает нас от всякого зла, оно помогает нашей духовной собранности, молитвенному настрою. Но это при условии, что накладывается оно без спешки, с благоговением. Патерики, жития святых много говорят о кресте и крестном знамении как мощном духовном оружии, спасавшем христиан в экстремальных ситуациях.

Человек состоит из тела и души, во время крестного знамения, как и во время поясных или земных поклонов тело участвует в молитве. Поэтому во время чтения, например, Иисусовой молитвы можно совмещать ее с осенением себя крестным знамением и поклонами. О том, что тело должно участвовать в молитве, говорят и обряды самых разных религий. Весь человек должен участвовать в молитве, а не только его душа.

Скажу еще о ношении нательного креста. Им мы подтверждаем нашу принадлежность Христу Спасителю, христианству. Если человек носит его как ювелирное украшение, то крест не защищает его, наоборот – человек навлекает на себя разного рода проблемы, используя важнейшие духовные символы, в которые не верит. Возможно, исключением могут быть те, кто носит крестик, сам пока не веря, но по просьбе верующих близких людей, которые постоянно молятся за этого человека. А тех, кто носит его с верой и благоговением, крест Христов хранит.

Иеромонах Михаил (Чепель)