Публикации

Златоустинско-Коровинский храмовый комплекс

Златоустинско-Коровинский храм (2)Наш рассказ о старинных ярославских храмах и их ктиторах все продолжается. И вновь и вновь упоминается святитель и угодник Божий Николай. Во имя многих святых и православных праздников освящены ярославские храмы. И далеко не в одном из них существуют Никольские приделы. Храмы с главными Никольскими престолами мы уже описали. Впереди лишь рассказ о храме Николы Бельского, разобранном ещё в 18-м столетии. А пока – о храмах Ярославля с Никольскими приделами. Как уже говорилось, это Христорождественская и Спасонагородская ярославские церкви. Но это ещё и Златоустинско-Коровинский храмовый комплекс, один из самых прекрасных, и не только на Ярославской земле, но и во всей России.

Он расположен в месте, называемом Стрелкой. Здесь сливаются Волга и Которосль, великая матушка-река и её главный приток. И кажется, будто воды древних русских рек вынесли на сушу эту жемчужину, рожденную в их глубоких недрах и хранимую сквозь века. Даже на фоне многочисленных и безусловно прекрасных ярославских церквей эта выглядит истинным шедевром.

История появления храма весьма типична для этого города. В Ярославле, со второй половины семнадцатого столетия активно ведётся по-преимуществу каменное строительство. Целая череда пожаров, в результате которых дотла сгорала существенная часть города, заставила городские власти сделать упор на возведение именно каменных зданий. Милостью Божией торгово-ремесленный центр, которым уже тогда являлся Ярославль, не испытывал недостатка в богатых людях, щедро жертвовавших на храмосозидание.

Златоустинско-Коровинский изразцыЗлатоустинско-Коровинская церковь строилась в течение пяти лет, с 1649 по 1654 годы, и её ктиторами были местные братья купцы Иван и Фёдор Неждановские. Сначала появляется храм, освященный во имя святителя Иоанна Златоуста, позднее рядом строится ещё храм, во имя иконы Божией Матери Владимирской. Оба храма имеют приделы. Оба через короткое время, согласно ярославской традиции, богато украшаются изразцами и даже изразцовыми оконными наличниками. Митрополит Иона Сысоевич, окормлявший эти земли в семнадцатом столетии, является активным сторонником такого украшательства храмов, и по всему Ярославскому краю приходские и монастырские соборы и церкви покрываются изразцами как монохромными муравлеными (зелёного цвета, от слова “мурава”), так и полихромными ценинными (от немецкого слова “олово”, которое входило в состав краски, используемой при изготовлении изразца).

Не становится здесь исключением и храмовый комплекс Коровницкой слободы. Да и так уж повелось, что именно эта ярославская слобода славилась своими изразцовыми мастерскими. Трудилась здесь знаменитая артель мастеров под началом уже упоминаемого нами Алексея Ивановича Соплякова. Своим внешним изразцовым убранством собор Коровницкой слободы очень схож с Николо-Мокринским храмом.

Позднее строится ещё и колокольня. Её высота 34 метра, она составляет единый ансамбль с рядом стоящими храмами и как бы объединяет их. Дополняет комплекс в его архитектурном и композиционном единстве красивая резная ограда.

В тридцатых годах прошлого столетия уцелевший в гражданскую собор закрывают и используют в качестве соляного склада, вследствие чего гибнут многие фрески (опять же, по ярославской традиции украшавшие храм изнутри).

В начале нашего столетия храмовый комплекс Коровницкой слободы, всегда принадлежавший Синодальной Церкви, передают в ведение местной старообрядческой общины.

Ну, а мы, верные традициям нашей уже более, чем полугодовой рубрики, обращаемся к свидетельствам ушедшей эпохи и приводим слова “Путеводителя по храмам Ярославля 1887-го  года: «При впадении Которосли в Волгу, на правом берегу первой, возвышаются два каменных пятиглавых храма с величественною колокольнею, – это одноэтажный, холодный, во имя святаго Иоанна Златоуста, построенный в 1654 году усердием прихожан  и обнесенный с трех сторон папертью, с приделами: во имя святыя благоверныя княгини Ольги и святаго Иоанна Предтечи; второй двухэтажный, тёплый храм, во имя Владимирской Божией Матери, с приделом во имя святителя Николая. Дата построения его неизвестна. Иконостас в холодной церкви пятиярусный с разными украшениями; самыя иконы замечательны древностию письма, особенно икона Златоуста. В тёплой церкви знаменит храмовый образ Владимирской Божией Матери, привлекающий к себе много поклонников. Икона эта в летнее время переносится в холодную церковь и поставляется на правом столпе в устроенном для нея киоте. Из церковной утвари обращает на себя благочестивое внимание серебряный позолоченный крест, с 140 частицами мощей разных святых».

Ещё более старый источник, а именно “Церкви Ярославля в 1781-м году” довольно подробно повествует нам о колоколах Коровницкого собора, месте захоронения храмоздателей и количестве местных прихожан обоего пола: “Колокольня особо стоящая каменная шатровая, вышиною в 18 сажен; на ней колоколов пять: первый 200, вторый 80, третий 77, четвёртый 9 и пятый 6 пудов. Ограда каменная с восточной стороны к реке Волге, при коей завал из дикаго камня на 45 саженях… При сей церкви погребены строители холодной церкви Неждановские, имена их означены на надгробных камнях… Священно церковнослужители довольствуются от прихожан за исправление христианских треб добровольным подаянием, особливой руги, земель, лавок и других доходов, к содержанию, не имеют. Приходских дворов 103, в них жителей мужеска пола 224, женска пола 260. Обоего пола 484 души”.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)