Проповеди

Человек должен быть цельным

Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали такие слова: «Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и евангелия, той спасет ю». «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:35,38). «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).

Эти слова говорил ученикам Господь перед восшествием на гору Фавор, где Ему предстояло явить Свою славу и после этого идти в Иерусалим на крестные страдания. Эти слова звучат сегодня здесь, в храме, для нас, чтобы и мы, видя славу Божию, Его благодать, укреплялись и понимали, что страдания Христовы были вольными, то есть Господь Своею волею пострадал за весь человеческий род, взял на Себя все наши грехи, испытал великую муку, скорбь, сошел во ад и всех праведников, которые жили до Его пришествия и не могли войти в рай (в силу того, что еще не было искупления рода человеческого через крестные страдания), возвел в райское блаженство, воскрес и дал каждому человеку, который жил, живет и будет жить на этой земле, возможность выбирать свой путь: идти в Царство Небесное, где радость нескончаемая, или идти в бездну адскую, где скорбь и страдания.

Братья и сестры, мы с вами уже прошли половину поста. Мы не всегда обращаем внимание, как время проходит, какие следы оно оставляет в нашей душе и какие следы оставляем мы в этой жизни. Время назад не возвратится. В середине поста Господь укрепляет нас, напоминая о крестном Своем страдании. Почему? Да потому, что человек в начале подвига бывает ревностным, а спустя какое-то время это желание, стремление, ревность исчезают. И он становится таким, каким был до этого желания, начинает унывать, опускать молитвы, послаблять пост, себя жалеть. Здесь исполняются слова Христовы: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мк. 8:35). То есть кто душу свою пожалеет, захочет спасти от труда и подвига, тот погубит ее.  А человек, который укрепится силой Божией, силой крестной, возненавидит свою душу, наполненную страстями, злыми желаниями, привычками, и погубит ее вместе с этими грехами, – такой человек спасается. Вот что значит в Евангелии «погублять и спасать душу».

Далее говорится о том, что «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Как правило, в начале поста человек, невзирая ни на что, начинает подвиг постный. А потом малодушествует, смотрит вокруг и думает: «Что будет, если увидят, что я пощусь? Что скажут, если узнают, что я хожу в храм?  Может быть, ко мне будет другое отношение». Начинается двоедушие, предательство самого себя и человек становится недостойным Бога и недостойным почтения от людей. Он считает, что люди будут его уважать, а получается обратное. Они думают: «Если этот человек ходит в храм, если он христианин, крещеный, и при этом не знает, не соблюдает свою веру, может ли быть такой человек полезен для нас, для общества?» Как правило, таких людей не особо уважают.

А того человека, который знает свою веру, предназначение и делает так, как повелевает ему совесть, когда люди видят, что он сам себя уважает и не стесняется, не боится, такого человека постепенно начинают уважать.

В конце сегодняшнего евангельского чтения звучат слова: «…есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Эти слова касались, в первую очередь, апостолов Петра, Иакова и Иоанна, которые поднялись на вершину горы Фавор со Спасителем как ближайшие ученики и заснули от усталости, оставив молитву. Они проснулись от великого света, когда Господь преобразился перед ними, показал им Свою славу, что Он Бог, что и Моисей, и Илия – Его служители, что Он не просто пророк, Он Сын Божий, Сам Бог. Они увидели Царство Небесное, пришедшее в силе, увидели величайшую благость Спасителя, величайший свет, от которого им ничего больше не захотелось на этой земле. Об этом свидетельствовал апостол Петр: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что́ говорил» (Лк. 9:28-36).

Эти слова обращены и к нам, братья и сестры, потому что и среди нас есть люди, которые подвизаются. Их обычно мало кто знает, потому что мы видим внешнее, судим, в первую очередь, со своей колокольни. Мы видим в людях больше всего то, что есть в нас самих, но не видим покаяния этих людей, их тайных подвигов. Более того, они призывают нас, чтобы мы вошли в число тех немногих, которые смогут здесь еще, до смерти телесной, вкусить дары Небесного вечного Царства. Такими людьми были многие святые.

Мы знаем преподобного Серафима, который в таком состоянии был еще до смерти. Он поднимался в воздух во время молитвы, он всегда сам радовался и наполнял радостью тех людей, которые к нему приходили. Каждый из нас, братья и сестры, призван к такому жительству и к такому результату. Господь сегодня, обращаясь к нам, призывает нас приобщиться к этому состоянию еще здесь на земле. Но что происходит? Происходит то, что мы читаем в словах сегодняшнего евангельского отрывка: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). И мы их не понимаем, даже те, кто считает себя близкими к Богу.

Очень часто, приходя в монастырь, или в храм, или вообще после крещения, мы приносим с собой свои «игрушки». Мы приносим то, что для нас очень важно на том уровне, на которым мы находимся. И если мы будем увлекаться, играть в эти «игрушки», будем потакать своим страстям и желаниям, то никогда не придем в состояние Царства Божиего не только здесь, на земле, но и на Небе.

Недавно я читал статью, где отец Кирилл (Павлов), величайший человек нашего времени, говорит, что Церковь – это не просто люди, которые когда-либо приняли крещение, это те люди, которые действительно исполняют заповеди Божии, не просто стоят в храме, но молятся, не просто слушают слова Евангелия, но исполняют их, которые являются носителями Духа Божиего, которые причастившись Тела и Крови Христовых, глубоко осознают, Кого они принимают в себя, кем они становятся после этого и для чего они это делают, понимают задачу, что им нужно стать светильниками, светить миру и привлекать других ко спасению.

Но получается так, что каждый со своей страстью идет по жизни. Многие приходят к священнническому служению или к жизни в монастыре со своими «игрушками»: телефонами, смартфонами, компьютерами, соцсетями. Сидит человек в монастыре годами и не способен исполнять послушания. Почему? Потому что его там нет, он во всем мире. Странная вещь: один человек не может быть и там, и там. Он может быть только цельным человеком. А цельным он называется тогда, когда ум, душа и тело у него едины, такой человек цельный, целомудренный, он может принести пользу себе и другим.

А если он разделяется, расстраивается, то первым признаком этого является его неспособность мыслить, идти на послушания, понимать. Отчего это происходит, человек сам не знает. Он видит, что у него что-то не получается, он может жаловаться, что жизнь не идет, он не успевает. А причина в том, что в душе микроконфликт, потому что он не может служить Богу и мамоне, потому что он, не оставляя греховное, пытается служить святому. Тут нет середины: есть либо духовное, либо греховное.

Пока у нас внутри такое состояние, будут соблазны и разделение Церкви, потому что не может быть, что человек называет себя христианином, а занимается противоположным делом. Поэтому, братья и сестры, сегодня Господь призывает нас: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Я знаю одного старца с Афона, который, когда шел на богослужение, снимал часы, чтобы его ничего не отвлекало. Он все оставлял и, заходя в храм, молился: «Господи, оставляю все здесь, что до сих пор носил, и захожу на службу к Тебе».

Когда в храме телефоны звонят, человек на них отвечает во время богослужения – это издевательство над собой и над службой. Неужели нужно человеку объяснять, насколько это неуместно? Может ли что-то в мире быть главнее службы для человека верующего, когда он заходит в храм? Может ли что-то быть важнее, чем Литургия, когда он приходит на эту Литургию? Как начинается чтение Евангелия, Евхаристический канон, начинаются звонки. И человек отвечает, выходит из храма. Это же беснование. Самое простое, обычное беснование.

Сейчас нам становится понятно, почему очень много лет назад отец Герман говорил, что отчитывает от телевизоров и компьютеров. Жизнь такая у нас продвинутая, мы все очень цивилизованные, но вместе с тем очень-очень отстали от жизни настоящей, потому что мы не понимаем, что одно с другим не совмещается.

Поэтому кто не может оставить все свое, греховное, свое «игрушки», любимые занятия, несовместимые с духовной жизнью, тот не может идти за Христом. Нужно оставить все эти вещи, чтобы служить Богу. Можно заниматься этим по послушанию, когда действительно есть необходимость.

Сегодня очень много различных соблазнов, которые привлекают человека и отводят от Бога. Поэтому в начале подвига служения любого человека Господь говорит две главные вещи: оставь все свое, чтобы принимать часть Божию, и примирись со всеми. Чтобы все подвиги, молитвы, добрые дела были приятны Богу, нужно примириться со всеми, не быть ни с кем во вражде, ни на кого не обижаться и никого не обижать.

Каждый человек имеет свой крест в жизни. Но несение Креста Христова не просто, когда мы ропщем, недовольствуем и делаем только то, что нам нравится. Несение Креста – это когда мы с радостью и благодарностью Богу делаем свое дело. Если в нас нет радости и любви к тому делу, которое делаем, – это не несение Креста, это влачение его по земле. Это поругание Креста Христова.

Сегодня Господь напоминает нам о великом подвиге, об искуплении. Каждый из нас может вспомнить свои грехи и увидеть свое состояние. Если мы будем внимательными, то поймем, что своей силой никто из нас не может получить спасение от грехов, не может получить прощение и радость. Только благодать Божия может нам это дать. Будем же с новыми силами, с новым желанием, от души служить Богу, понимая, что жизнь проходит и приближается тот момент, когда каждому придется дать ответ пред Богом. Поэтому взирая на Христа распятого, будем взывать к Нему: «Господи, помяни нас во Царствии Твоем». Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 3 апреля 2016 г.

Поделитесь с друзьями: