Проповеди

Что мы просим у Бога?

В наше время один из самых злейших врагов нашего спасения – это формализм. Все делается формально и равнодушно. Это отводит человека от Церкви, от спасения. Человек порой даже не понимает, что такое спасение.

_________

Братия и сестры, отрывок Евангелия, который сегодня полагается к чтению воскресного дня, рассказывает, как Господь пришел в страну Гадаринскую, находящуюся на берегу моря, или озера Галилейского, там встретился Ему человек бесноватый, в котором очень много было бесов. Увидев издалека Спасителя, он начал кричать, бесноваться, мучиться. Господь запретил духам нечистым, и они просили, чтобы Он повелел им войти в большое стадо свиней, которое паслось неподалеку. В этом человеке было столько бесов, что когда они вошли в свиней, то все стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло. Пастухи, увидев это, испугались того, что им сделают хозяева свиней. Они побежали в город и рассказали жителям, что один человек исцелился, а они потеряли всех свиней. И, как говорится в Евангелии, люди вышли навстречу Христу, но, приблизившись, попросили, чтобы Он удалился от них, потому что испугались: вдруг найдется еще один бесноватый, и у них не только свиньи, но и все остальное пойдет в озеро. Тогда Господь сел в лодку и покинул эту землю, перешел на другой берег и дальше стал проповедовать и исполнять волю Отца Небесного.

Так вот, братья и сестры, иногда в жизни мы делаем то же самое: выходим навстречу Христу и не просим: «Господи, да будет воля Твоя! Господи, благодарю Тебя, что Ты освободил меня от страстей!» А просим: «Господи, помоги нам исполнить наши страсти. Господи, дай нам, чтобы те страсти, те вещи, которые мы хотим сделать, у нас получилось сделать. А потом отойди подальше, не мешай нам это все совершать, наслаждаться своими страстями».

Часто человек просит у Бога: «Господи, дай мне, чтобы у меня было большое богатство, чтобы у меня все было хорошо, чтобы Ты меня не беспокоил, чтобы я жил мирно, спокойно и никто меня не трогал». А Господь не дает. И человек говорит: «Сколько я ни молюсь Богу, Он мне не дает покоя в этой жизни. Я хочу, например, иметь несколько жен, хочу иметь несколько машин, несколько домов. А Господь мне не дает!»

Господь говорит: «Просите и дастся вам, стучите и обрящете» (Мф. 7:7). Но проси́те полезное, потому что когда мы просим не на благо, то Господь, защищая нас от падений наших, от того, что может оказаться очень опасным для нас, не дает нам. И мы должны благодарить Его за это.

Господь учил своих учеников молиться молитвой «Отче наш» (Мф. 6:1, Мк. 11:24, Лк. 11:1), где в конце есть слова: «Да будет воля Твоя». Вот мы очень часто забываем после наших прошений положиться на «волю Твою» и отдать себя в руки Божии, чтобы Он Своей благодатью, Своим Святым Духом направил нас так, как Он знает, потому что Он знает лучше, что нам нужно. Поэтому иногда мы так же беснуемся, как бесноватый, и ропщем, негодуем, даже на Бога ропщем, не замечая того, что Господь нас защищает, охраняет от наших желаний.

А почему бесы просили зайти в свиней? Потому что эти животные считаются нечистыми. Это иносказание говорит нам, что люди, которые совершают большие грехи и не каются вовремя, становятся тоже нечистыми, исполненными страстей и грехов, и в них бес очень легко входит.

Мне приходилось служить в храме, где отчитывали таких людей, бесноватых. Когда исповедуют этих людей, они всегда свидетельствуют о том, что беснование не пришло просто так, что бесы вошли в них после больших грехов. После того, как они искали общения с бесами, пробовали поколдовать или погадать, участвовали в таких мероприятиях или ходили к бабкам, к экстрасенсам, колдунам. Ну, что искали, то и нашли. После этого бес входит в человека, мучает его. И самое плохое то, что бес делает так, что человек уже не доверяет себе, не доверяет Богу, теряет веру, что когда-либо может быть спасен. Он совершает различные грехи, которым учит его бес, страдает, мучается, и очень редко кто из таких бесноватых полностью исцеляется. Потому что самое ужасное, что совершается, – они теряют веру в Бога. И веру теряют не тогда, когда бес входит, а еще до этого. Когда человек совершает большие грехи и не кается, то постепенно теряет веру.

А знаете, почему люди не ходят в храм? Люди не ходят в храм потому, что горделивые души не хотят смиряться, идти к Богу, просить прощения за грехи и исправляться, поэтому они с каждым разом, с каждым грехом, удаляют себя от Бога, и им неприятно идти в храм, они не хотят, боятся, им неудобно в храме, неуютно.

Поэтому крещеных у нас в России очень много; людей, которые приходят на Пасху и на Рождество в храм, поменьше; а людей, которых по-настоящему можно назвать христианами, церковных людей, которые посещают богослужения регулярно в воскресные и праздничные дни, совсем немного.

А ведь если человек не посещает богослужения в воскресные дни, то, по правилам святителя Василия Великого, он отлучается от Церкви. И это сейчас происходит не официально, а просто, естественно: человек, не приходя в храм, отлучает себя от Церкви тем, что у него пропадает желание прийти в храм. Его никто не отлучает – он сам! И вот почему: когда мы приходим на исповедь, каемся в грехах, священник читает разрешительную молитву, в которой есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви». Потому, что каждый грех отлучает человека от Церкви, удаляет его от Бога, и когда человек получает прощение, то получает примирение с Богом и доступ к Нему, у него появляется благодать, которая ведет его в Церковь.

А человек, который принимает участие в церковных богослужениях и в Евхаристии, свидетельствует, что желает быть со Христом. И как человек может называться христианином, последователем Христа Спасителя, когда не ходит или очень редко приходит в храм? Никак, это формальность.

В наше время один из самых злейших врагов нашего спасения – это формализм. Все делается формально и равнодушно. Это отводит человека от Церкви, от спасения. Человек порой даже не понимает, что такое спасение. «От чего ты хочешь спасаться?» – «Ну, я не хожу в храм, но думаю, что Господь меня спасет». – «А как? Каким образом? Просто сойдет какая-то сила, откроется дверь, и ты вступишь в рай?»

Рай – это состояние человека. Кто вчера был способен радоваться на празднике, тот способен принимать блаженство, способен радоваться, он ищет этого. А человек, который не способен радоваться, не ищет этой радости, не ходит в храм, ему не нравится правило, не нравится пение, не нравится молитва. В какой рай попадет этот человек?

Братья и сестры, Господь сегодня обращает наш взор на то, что страстный человек подобен свинье, нечистому животному. В таком человеке очень легко может поселиться диавол. И тогда человек теряет свободу, покоряется и страдает. Поэтому Церковь приводит людей к покаянию, приобщает человека к Богу. В Церкви человек участвует в Таинствах крещения, покаяния, Евхаристии, приобщается Тела и Крови Христовой, и в него входит не дух нечистый, а входит Сам Христос и освящает его. И тогда он не бежит и не опрокидывается в море, а бежит навстречу людям, передавая радость каждому человеку, делясь этой радостью, этой благодатью.

Дай Бог, чтобы мы очистили свои души и соделали их такими сосудами, в которых легко поселится благодать Божия и поведет не с крутизны в море, а от этой грешной земли к Царствию Небесному. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 2014 г.

Поделитесь с друзьями: