Что значит Торжество Православия для нас

d15ee1ab609be0a114d6176b9397ef2d_bigПо окончании первой недели Великого поста Православная Церковь празднует Торжество Православия и совершает особый богослужебный чин.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX веке, в память победы над иконоборцами. Иконоборческая ересь возникла в VIII веке также в Греции и распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению еще большему, чем в первые века христианства.

Более 100 лет лилась кровь православных людей, которые боролись за право изображать на иконах Спасителя, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Верных догматам Церкви заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигали.

На VII Вселенском Соборе в 787 году было утверждено почитание икон. Однако гонения окончательно прекратились только в середине IX века.

В то же время Патриархом Мефодием был создан праздничный чин Торжества Православия, который и по сей день служится конце первой недели Великого поста. В послании святой царицы Феодоры были слова: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”, это послужило возникновению чина анафематствования. В нем произносится анафема еретикам и врагам Церкви и воспевается вечная память защитникам православия.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.

Чин Торжества Православия появился в России в XI веке, он был введен преподобным Феодосием Киево-Печерским. На протяжении веков этот чин неоднократно изменялся. Он содержал в себе чтение Символа веры, провозглашается анафемы еретикам и вечной памяти всем защитникам Православия. Изначально в чине было 20 анафематствований и имена около четырёх тысяч человек, затем анафематствований стало 12. 

В настоящее время анафематствования исключены из чина Торжества Православия и звучат только на архиерейских службах без имен конкретных людей.

Для каждого же из нас суть праздника Торжества Православия не только в исторической борьбе Церкви против иконоборчества и других ересей, но и в своей личной вере, в своем отношении к Православной Церкви и к ее канонам и правилам. С первой неделей Великого поста заканчивается самый сложный и строгий его отрезок. Для тех, кто прошел его следуя всем правилам: строго постился, посещал богослужения в храме, больше молился, – это было испытание духа, испытание намерения достойно пройти Великий пост и встретить Воскресение Христово. Стараться ревностно дойти до конца пути, не останавливаясь, не обращаясь назад и не малодушествуя – это истинное торжество Православия для личности. Так на основе личного опята хотя бы этой первой недели Великого поста праздник Торжества Православия обретает индивидуальный смысл для каждого из нас. Поэтому каждый сам должен понять, что для него это Торжество и какую истину стоит из него извлечь.

Мон. Антония

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 16.03.2019 (последнее изменение: 16.03.2019)
Рубрики: Новости